[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Модератор форума: Элли  
Форум » Общий раздел » Вопросы теории » Лизбет Марчер (Бодинамика или Соматическая Психология Развития)
Лизбет Марчер
ЭллиДата: Вторник, 16.03.2010, 11:35 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Вышел в свет сборник статей по Бодинамическому анализу "Телесная психотерапия. Бодинамика".
Редактор-составитель Берёзкина-Орлова.
Изд-во "АСТ МОСКВА", 2009

Аннотация: Бодинамика - это телесная психотерапия, мировоззрение, жизнеутверждающий взгляд на жизнь и развитие человека, подход, прежде всего опирающийся на пробуждение и использование ресурсов каждого из нас, а не на разрушение патологических паттернов характеров. Не случайно одним из девизов основателей является фраза "Никогда не поздно!.."

 
ЭллиДата: Вторник, 16.03.2010, 12:00 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Из предисловия к русскому изданию:
deal
Бодинамическая система, или Бодинамический анализ, или Бодинамика - это подход телесной психотерапии, основанный в Дании в семидесятые годы прошлого века.
Его основное положение заключается в том, что движущей силой развития ребёнка является поиск баланса между установлением Взаимной Связи с родителями и другими значимыми людьми и сохранением чувства собственного Достоинства. Сексуальность, безусловно, является важным компонентом развития, но не более, чем установление границ личного пространства, ощущение собственного центра, заземление, равновесие, привязанность, управление энергией, развитие когнитивной сферы и взаимодействия.

Мы называем перечисленные выше понятия функциями Эго.

Пользуясь терминологией Дэниэла Штерна, мы считаем их путями или траекториями развития, в то время как основой развития личности (и Структур Характеров) для нас является установление Взаимной Связи/Достоинства.

Представьте себе систему координат, в которой по оси "х" расположены 11 эго-функций, а по оси "y" 7 структур характеров (связанных с определёнными возрастными периодами). У вас получится 11 столбцов и 7 строк, в клетках их пересечений нами "помещены" специфические для обеих осей группы мышц.

В своём исследовании мышц мы пришли к созданию Карты тела.

Такая карта тела даёт нам информацию о ресурсах и проблемах человека.

Некоторые важные для развития психологические и физические навыки не были приобретены людьми в самом начале пути или позже, некоторые были ими утрачены, поэтому в нашей системе большое значение придаётся обучению.

 
ЭллиДата: Вторник, 16.03.2010, 12:38 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер

Датский телесный психотерапевт, проводила в течении последних 20 лет обширные исследования в области психомоторного развития. Тестируя психологическое содержание каждой отдельной мышцы и изучая, когда каждая из этих мышц была впервые активирована в последовательности психомоторного развития, она достигла большой точности и широты в интерпретации телесной структуры и процесса.
Лизбет Марчер верит в то, что движущей силой развития человека является его желание быть связанным с другими людьми и стремление к большему единству с тем, что его окружает. Она называет это движением к взаимной связи с другими и считает, что основным полем для осуществления этой связи является тело.

Лизбет Марчер:
deal
Я столько повидала во время войны, что стала по-другому смотреть на жизнь. Я видела связь вещей. Если у вас есть духовный опыт, вы видите не только разъединённость событий, но и их целостность. Я видела, как всё происходящее взаимосвязано, что вся жизнь - это единая духовная энергия, единый поток, единый источник.

 
ЭллиДата: Вторник, 16.03.2010, 13:08 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер:
deal
Возможность отношений - это сущность терапии и жизни.
И я не могу отделить моё понимание отношений от тела и телесного осознавания.
Чем больше телесного осознавания, включающего ощущения, энергию и эмоции, мы достигаем, тем больше наша способность к установлению глубоких связей с другими. Таким образом, эти две вещи, взаимосвязь и телесное осознавание, для меня неразрывно связаны. В терапии, которая не использует телесное осознавание, всегда будет недоставать чего-то. В работе с телесным осознаванием, в которой опускаются отношения, будет также всегда чего-то недоставать.
 
ЭллиДата: Вторник, 16.03.2010, 19:37 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер:
deal
Я полагаю, что есть риск использовать различные теории, чтобы избежать встречи с самими собой. И конечно, моя теория также имеет ограничения, поскольку мы должны смотреть на жизнь с многих различных точек зрения.

respect

 
ЭллиДата: Вторник, 16.03.2010, 19:45 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер:
deal
Я рассматриваю взаимную связь как естественное состояние нашего отношения ко всей жизни, к вселенной. Таким образом, я всегда исхожу из более широкого смысла. Но в смысле "здесь и теперь" взаимосвязь - это состояние, когда два человека могут быть самими собой и также быть вместе с друг другом и группой. "Я могу быть самим собой, со своими эмоциями, восприятием и духовностью, и ты можешь быть самим собой и иметь своё". Быть вместе не значит отбирать что-то у другого, взаимная связь даёт чувство, что каждый признаваем таким, какой он есть.


При здоровом развитии взаимная связь растёт и расширяется по мере знакомства ребёнка с возрастающим разнообразием и глубиной ресурсов и инструментов для реализации этой связи.


На каждой стадии развития фокус связи в детско-родительских отношениях сосредотачивается вокруг определённой темы.


На первой стадии отношения фокусируются на развитии чувства безопасносности существования;


на второй - на том, что наши потребности могут быть встречены и удовлетворены;


на третьей - на исследовании мира и автономности;


на четвёртой - на возможности иметь свою собственную силу, намерения, волю и при этом оставаться любимым;


на пятой - на возможности иметь сильные романтические и сексуальные чувства;


на шестой - на формировании глубоких убеждений и мнений о мире и реальности и на возможности их выражения;


на седьмой - на возможности быть членом группы без необходимости быть кем-то особенным, но при этом также на осознавании своей ценности и уникальности.

В определённом смысле можно сказать, что структуры характеров появляются при ослаблении или даже обрыве взаимной связи.

Каждый раз, когда происходит разрыв взаимной связи, происходит остановка в развитии.

Такие разрывы происходят, когда ребёнок встаёт перед дилеммой: либо отказаться от импульса и ресурса, чтобы сохранить контакт, либо отказаться от контакта, чтобы сохранить импульс.

Ранние и поздние позиции структур характеров отражают способы поддержания связи ребёнка с собой и другими.

Люди с ранней позицией структуры характера будут иметь тенденцию отказа от отношений для сохранения контакта с собой.

Люди с поздней позицией борются за контакт, часто не сохраняя ощущения самих себя. Такая борьба может восприниматься со стороны как отталкивание.

Таким образом, и ранняя, и поздняя позиции подрывают возможности человека одновременно быть в контакте с другими людьми и иметь ясное ощущение себя.

 
ЭллиДата: Вторник, 16.03.2010, 19:59 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер:
deal
...Другой источник, где я получила подтверждение своим идеям - работа датского физика Нильса Бора. Он открыл, что при делении ядерные частицы двигаются в противоположных направлениях со скоростью света. Но удивительная вещь заключается в том, что частицы точно зеркалят друг друга, одновременно поворачивая направо или налево в унисон без какой-либо осознаваемой силы, связывающей их. Это говорит мне о том, что мы всегда некоторым образом связаны со всей жизнью, и что мы никогда не бываем одни в абсолютном смысле. Мы всегда часть целого. Например, когда ребёнок достигает определённого возраста, кажется, что ему ничего не нужно, только бы быть подальше от родителей, быть независимым. Но на самом деле, пока он действительно ищет независимости, он всё ещё нуждается в связанности. Одна из задач жизни - научиться признавать, допускать и радоваться разнообразию стилей связанности у нас самих и у других.

Только вода делает лебедя лебедем. Лебедь без воды – это гусь.
Жильбер Сесброн

Принцип единства организма и среды

(основной биологический закон Рулье – Сеченова)

Между живыми организмами и окружающей их средой существуют тесные взаимоотношения, обусловленные постоянным обменом энергией, веществом и информацией. В системе "организм - среда" главенствующая роль признается как за средой (естественный отбор), так и за организмом (живое вещество), что было впервые сформулировано В.И.Вернадским в аксиоме биогенной миграции атомов.

Вся история животного... показывает несомненно на то, что животное, предоставленное самому себе, удаленное от внешнего мира, не может ни родиться, ни жить, ни умереть. Для совершения полного круга развития нужно обоюдное участие двоякого рода элементов, принадлежащих животному и элементов для него внешних. Закон двойственности жизненных элементов или закон общения животного с миром. Этот закон имеет самое общее, мировое значение.
К.Ф.Рулье

Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее, среда ли, или само тело, не имеют ни малейшего смысла.
И.М.Сеченов

 
ЭллиДата: Среда, 17.03.2010, 17:54 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер:
deal
Несомненно, тело - это огромное поле нашего опыта, без которого наша жизнь была бы ограниченной. И в то же время, взаимосвязь для меня - это энергетический процесс, а не только идея. И наше тело - проводник для этой энергии.
 
ЭллиДата: Среда, 17.03.2010, 17:57 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер:
deal
Простраивая оберегающее поле телесного осознавания, мы закладываем основу для работы - способность чувствовать самих себя в различных жизненных ситуациях. Это и ЕСТЬ взаимосвязь.
 
ЭллиДата: Среда, 17.03.2010, 18:24 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер:
deal
Я считаю, что ребёнок в процессе своего развития от утробы до юности проходит через 7 основных стадий. Каждая из стадий предлагает решающие ресурсы для формирования целостного self, и, следовательно, для созревания способности к взаимосвязи. Я полагаю, что каждая стадия организована вокруг особенной потребности или права. Начиная с самых ранних, это: право на существование; право иметь потребности; право быть автономным; право иметь намерения и быть прямым и своенравным; право переживать любовные и сексуальные чувства; право иметь собственное мнение; и, наконец, право, с одной стороны, быть полноправным членом группы, не будучи особенным, с другой стороны, быть способным действовать, блистать, конкурировать.

Каждая из этих потребностей или прав социальна по природе, т.е. они реализуются в контексте отношений. Если что-то мешает удовлетворению этих потребностей, потому что родители или социальная группа не могут быть толерантными к чему-либо в ребёнке, происходит прерывание в смысле связанности между ними: связанности в смысле, что "я могу быть собой, и ты можешь быть собой, и мы можем быть вместе".

Тогда у нас формируется защита характера, которую Райх рассматривал как компромисс, на который мы идём. Я буду делать это или откажусь от этого для того, чтобы остаться связанным с тобой. Я буду отказываться от своих границ или от своей сексуальности, или ещё от чего-нибудь до тех пор, пока я могу оставаться членом семьи или группы. Но хотя мы и идём на компромисс, это уже прерывание, так как мы не являемся больше самими собой, а единственный путь иметь глубокую связь с другими - быть самим собой.

 
ЭллиДата: Воскресенье, 21.03.2010, 20:30 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер:
deal
Я вижу большую проблему телесной психотерапии в обеспечении интеграции опыта. Мы знаем от Райха, Лоуэна, Грофа и других, что наши глубокие эмоции и память действительно относительно доступны. Проблема в том, чтобы найти то, что на самом деле помогает человеку измениться. Мой ответ - ресурсы.
 
ЭллиДата: Воскресенье, 21.03.2010, 20:34 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер:
deal
Райх был первым, кто задумался о мышечном "панцире", и он рассматривал его как нечто, сдерживающее свободный поток энергии, и от чего нужно освободиться. Это верно, но здесь недостаёт того факта, что панцирь, в сущности, - это вид ресурса, который помог нам выжить. Убирая его, мы лишаем человека защит и ресурсов.

Любопытно проследить изменение строения и функций клеточных мембран (границ - в общем смысле) в процессе эволюции. Бактерии – одноклеточные особи, отличаются отсутствием организованных внутренних структур, таких как ядро, митохондрии, эндоплазматическая сеть и так далее. Тем не менее, они бесконечно живучи и легко приспосабливаются к изменениям внешней среды. Их плазматическая мембрана, защищенная клеточной стенкой, ответственна если не за всё, то за очень многое – это и защита, и взаимодействие, и питание, и дыхание (энергетический обмен).
С появлением ядра, усложнением и увеличением размеров клетки, некоторые функции, присущие клеточной мембране, «передаются» внутрь клетки. Например, функция клеточного дыхания переходит к хлоропластам и митохондриям, в неизвестное количество раз увеличивая общую энергетику клетки.
У бактерий и растительных клеток плазматическая мембрана защищена клеточной стенкой, которая поддерживает форму и всю структуру в целом. При переходе к животным клеткам «скелет» уходит внутрь, приобретя дополнительные функции проводимости. Сама клетка, ставшая теперь, благодаря цитоскелету, устойчивой изнутри, а не снаружи, становится более управляемой, пластичной и способной к широкому спектру взаимодействий.
У многоклеточных организмов формируются целые внутренние системы, функции которых изначально были присущи только плазматической мембране. Это системы дыхания, имунная и нервная системы. Кожа, как орган, сохраняет функции защиты, дыхания, выделения и взаимодействия. И вместе с тем эти функции оказываются многократно усилены, расширены и усложнены специализированными внутренними системами.
Можно увидеть похожие процессы (переход внешнего во внутреннее) и на других уровнях эволюции.

Почему бы и мышечный, внешний "панцирь" Райха не рассматривать как показатель неразвитых "внутренних" функций сознания?

 
ЭллиДата: Воскресенье, 21.03.2010, 20:40 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер:
deal
Лиллемор Джонсен (Lillemor Johnsen) работала с клиентами, которые, казалось, не имели ресурсов и способности функционировать в мире. Занимаясь физиотерапией с этими людьми, она обнаружила, что вместо преобладающих паттернов мышечного напряжения, их мышцы, в действительности, недостаточно напряжены или гипореактивны.
 
ЭллиДата: Воскресенье, 21.03.2010, 22:54 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер:
deal
Мы видим, что характерные защиты создают иллюзии. У меня может быть фантазия, что безнадёжно пытаться достичь чего-то. Это идёт от воспоминаний о негативном опыте достижения чего-то в прошлом, но при этом у меня также есть ощущение безнадёжности в руках, потому что в гипореактивных мышцах нет жизни: они хотят сдаться; они не получают хорошего чувства от достижения. Таким образом, мышцы подтверждают фантазию: "это слишком трудно, слишком много, чтобы просить о помощи". Но если я могу помочь человеку почувствовать, что его мышцы могут действительно делать это, что мышцы могут оживиться и позволить импульсу достижения снова вернуться к жизни, тогда я могу работать также с фантазией. Теперь есть ресурсы в теле, чтобы изменить фантазию, и это основа для глубоких прочных изменений.
 
ЭллиДата: Воскресенье, 21.03.2010, 22:58 | Сообщение # 15
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лизбет Марчер:
deal
Для меня интеграция происходит тогда, когда новое решение основано на новых моторных и когнитивных способностях или ресурсах.

Недостаточно понимать, что у вас слабые границы и вы подвергались вторжению. Для полной интеграции необходима тренировка, чтобы новые ресурсы могли укорениться в теле.

(Л.Выготский: Чувство побеждается только через овладение его двигательным выражением, и тот, кто научится не кривиться и не морщится при отвратительном вкусе, победит и само отвращение.

Трус, который примет гордую позу и с воинственным видом пойдёт на врага, тем самым уже победил свою трусость. )
 
Форум » Общий раздел » Вопросы теории » Лизбет Марчер (Бодинамика или Соматическая Психология Развития)
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск: