[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Модератор форума: Элли 
Форум » Общий раздел » Вопросы теории » Лев Выготский (Педагогическая психология.)
Лев Выготский
ЭллиДата: Понедельник, 13.12.2010, 19:05 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лев Выготский

В работах Выготского подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка. Так, он сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций. Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данно­го возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социаль­ной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.

Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований. Причина психологического кризиса, по Выготскому, кроется в растущем несоответствии между развивающейся психикой ребёнка и неизменной социальной ситуацией развития, и именно на перестройку этой ситуации направлен нормальный кризис.

Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований.

* Кризис новорожденности (0—2 месяца).

* Младенчество (2 месяца — 1 год).

* Кризис одного года.

* Раннее детство (1—3 года).

* Кризис трех лет.

* Дошкольный возраст (3—7 лет).

* Кризис семи лет.

* Школьный возраст (8—12 лет).

* Кризис тринадцати лет.

* Подростковый (пубертатный) период (14—17 лет).

* Кризис семнадцати лет.

* Юношеский период (17—21 год).
 
ЭллиДата: Понедельник, 13.12.2010, 19:38 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Лев Выготский:
deal
... с движения начинается развитие самых сложных центральных процессов...

... В сложных актах двигательная реакция состоит не в каком-нибудь мускульном действии, а в новом расширении или замыкании двигательных путей в самом мозгу...

Психология опирается на давно установленный факт, что всякое состояние сознания непременно связывается с теми или иными движениями. Иначе говоря, все психические явления, что происходят в организме, могут быть изучены со стороны движения.

Психология, таким образом, становится биологической наукой, поскольку она изучает поведение как одну из важнейших форм приспособления живого организма к среде.

Психические процессы развиваются в неразрывной связи со всеми остальными процессами в организме и подчинены точно таким же законам, как и всё остальное в природе.

 
ЭллиДата: Понедельник, 13.12.2010, 20:00 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Поведение и реакция.

Реакцией принято называть ответное действие организма, вызываемое каким-либо раздражением.

Реакцию следует понимать как известное взаимоотношение между организмом и окружающей средой. Рекция всегда ответ организма на те или иные изменения среды и представляет из себя чрезвычайно ценный и биологически полезный механизм приспособления.

Реакция представляет собой первоначальную и основную форму всякого поведения. Наиболее простыми формами её являются движения от чего-нибудь и движения к чему-нибудь, которые выражают стремление избежать неблагоприятных раздражений, сжать своё тело, повернуть от опасности и, наоборот, приблизиться к благоприятному, растянуть своё тело, захватить.

Три момента реакции:
- восприятие (сенсорный момент);
- переработка восприятия внутри организма (центральный момент);
- ответное действие (моторный момент).

Рон Курц: Известно, насколько легко поддается влиянию восприятие. Мы создаем то, что мы видим. Восприятие происходит в рамках нервной системы. И насколько мы управляем этим созданием? Мы что, занимаемся буквальной интерпретацией различных давлений, звуковых волн, электромагнитных полей, световых воли, с которыми сталкивается нервная система? Конечно, нет. Мы выбираем. Мы слушаем музыку и игнорируем шум машин на улице. Или мы ждем звука чьей-то машины на подъезде и пропускаем пару предложений из того, что читаем. Мы выбираем. Мы видоизменяем, уменьшая уровень освещенности, отключая чувствительность к холоду или жару. Мы дополняем недостающие части, воображая лица друзей у людей на улице. Восприятие - это всегда действие по созданию. Это сложение и вычитание, формирование, видоизменение, добавление в одном месте и удаление в другом. Оно увязывается со значениями, когда на него влияют потребности, желания, страхи, убеждения, воспоминания, истолкование и воспитание. Мы организуем воспринимаемое переживание, тот мир, который мы создаем и замечаем, на каждом его уровне.
Восприятия тоже полезны в терапии, опять же как примеры организации опыта. Если я прошу клиента заметить, что происходит, когда я к нему прикасаюсь, то он обычно может описать свою реакцию. Какими бы ни были эти реакции, они сформированы привычками восприятия и машинальным, бездумным приписыванием значения переживанию. Мы можем спросить об этом значении. Мы можем исследовать, как мы создали данное конкретное переживание из восприятия прикосновения.

Рефлекс - частный случай реакции - реакции нервной системы, понятие узкофизиологическое.
Реакция - понятие широко биологическое.
Понятие реакции помогает нам вдвинуть человеческое поведение в длинный ряд биологических приспособительных движений всех организмов - от низших до высших, поставить его в связь с основами органической жизни на Земле.

 
ЭллиДата: Понедельник, 13.12.2010, 20:04 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Весь процесс роста, который отделяет поведение взрослого от поведения ребёнка, сводится к установлению новых связей между миром и реакциями организма и к установлению их взаимной координации.

Таким образом, мы получаем представление о необычайной пластичности, изменчивости поведения в смысле его бесконечно сложного и тонкого приспособления к среде.

 
ЭллиДата: Понедельник, 13.12.2010, 20:19 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Научный анализ очень легко обнаруживает, что самые тонкие формы психики всегда сопровождаются теми или иными двигательными реакциями.

Видеть - значит совершать очень сложные реакции глаз.

Мышление всегда сопровождается теми или иными подавленными движениями, большей частью внутренними речедвигательными реакциями.

Ещё легче показать рефлекторную двигательную природу всякого чувства. Как известно, почти всякое чувство можно прочитать у человека на лице или в движениях его тела. И страх, и гнев сопровождаются настолько ощутительными телесными изменениями, что по одному виду человека мы безошибочно заключаем, боится он или разгневан.

Воля всегда имеет дело с теми или иными поступками и всегда обнаруживала свою двигательную природу. Учение о желаниях и о мотивах как движущем источнике воли следует понимать как учение о системах внутренних раздражений.

 
ЭллиДата: Вторник, 14.12.2010, 11:26 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рефлексы

Рефлексы находятся в постоянной и нерасторжимой связи друг с другом, и при этом оказывается, что в зависимости от характера и структуры каждой группы меняется и характер входящего в её состав рефлекса. Таким образом, рефлекс есть величина не постоянная, раз навсегда данная, но переменная от раза к разу и не самостоятельная, а зависимая от общего характера поведения в данную минуту.
Поэтому рефлекс определяется не как постоянное свойство данного органа, но как функция от состояния организма.
 
ЭллиДата: Вторник, 14.12.2010, 12:06 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
В человеческой нервной системе имеется неравномерное количество воспринимающих (приносящих) волокон - рецепторов, и моторных (относящих) волокон. Вычисления показывают, что рецепторов в пять раз больше, чем моторных нейронов. Таким образом, каждый двигательный нейрон находится в связи не с одним, но с многими рецепторами, может даже, со всеми.
Установлено, что при отравлении стрихнином можно получить рефлекс на любую мышцу тела с любого приносящего нерва. Другими словами, всякое конечное общее поле соединено со всеми рецепторами всего организма.
Благодаря этому единству в каждый момент создаётся единство действия, а это, в свою очередь, служит основой понятия личности; таким образом, создание единства личности составляет задачу нервной системы.

Принцип доминанты, введённый Ухтомским, оказывается тем основным принципом работы нервной системы, который отдаёт во власть господствующего рефлекса все прочие рефлексы различных органов и координирует их деятельность в одном направлении.
Мы видели, что поведение человека представляет из себя лишь одну из немногих осуществившихся возможностей. Теперь мы можем определить поведение как восторжествовавшую доминанту и согласившиеся служить ей субдоминантные рефлексы. Этот принцип поясняет нам, откуда берётся цельность и единство в человеческом поведении.

(Сравните: М.Фельденкрайз о функциональной интеграции: функция интегрируется тогда, когда вы всецело поглощены её выполнением и не создаёте собственных помех... улучшение, достигнутое в одной области, делает возможными более точные наблюдения в других областях.)

Интерференция разнородных рефлексов и сотрудничество однородных, по-видимому, служат основой коренного психического процесса внимания.
 
ЭллиДата: Вторник, 14.12.2010, 13:41 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Физическое и психическое, дух и материя, строение тела и характер в сущности являются процессами глубоко тождественными, тесно переплетёнными и разделение того и другого не может быть оправдано никакими реальными соображениями.
 
ЭллиДата: Вторник, 14.12.2010, 13:54 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Биологический и социальный факторы воспитания.


Единственным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Только та связь остаётся для него действительной, которая была дана в личном опыте.

Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать другого. Оказывать непосредственное влияние и производить изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому, т.е. изменять свои прирождённые реакции через собственный опыт.

"Наши движения суть наши учителя". Ребёнок в конечном счёте воспитывается сам. В его организме, а не где-нибудь в другом месте происходит та решительная схватка различных воздействий, которая определяет на долгие годы его поведение.

В этом смысле воспитание во всех странах мира и во все эпохи всегда было социальным, как бы антисоциально оно не было по своей идеологии.

Воспитывали всегда не учителя и наставники, но та школьная социальная среда, которая устанавливалась для каждого отдельного случая.

Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам.

(Я хочу чтобы вы учились, а не были научены. М.Фельденкрайз)

Пассивное восприятие учеником предначертаний и поучений учителя является верхом психологической несуразности.
 
ЭллиДата: Вторник, 14.12.2010, 14:08 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Воспитывать - значит прежде всего устанавливать новые реакции, вырабатывать новые формы поведения.

Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитывающей социальной среды.

Среда есть истинный рычаг воспитательного процесса и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом.

"Мой наставник и выдающийся ученый Ирв Кенигсберг, одним из первых овладевший искусством клонирования клеток, сказал мне, что, если клетки гибнут, причину следует искать не в них, а в окружающей среде (...) Раз за разом я убеждался в том, насколько мудр был совет Ирва Кенигсберга. Стоило мне обеспечить клеткам здоровую среду, они начинали благополучно расти. Едва состояние среды ухудшалось, их рост приостанавливался. Как только я улучшал среду, «занемогшие» клетки снова приходили в себя(...)
Большинство цито-биологов не обращает внимания на подобные тонкости культуральной техники. После того как Уотсон и Крик открыли генетический код ДНК, ученые махнули рукой на влияние окружающей среды. Однако им следовало бы помнить: сам Чарльз Дарвин под конец жизни признавал, что его эволюционная теория недопустимо умалила ее роль. В 1876 году он писал Морицу Вагнеру [Darwin, F 1888]:
«По моему мнению, величайшей моей ошибкой было то, что я не придал достаточного значения непосредственному воздействию, которое окружающая среда, т. е. пища, климат и т. д., оказывает независимо от естественного отбора... Когда я писал «Происхождения видов» и в последующие годы у меня не было надежных свидетельств прямого воздействия среды; теперь же подобные свидетельства многочисленны».

Брюс Липтон. Биология веры: Недостающее звено между Жизнью и Сознанием
 
ЭллиДата: Понедельник, 03.01.2011, 14:13 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Инстинкты

...чисто инстинктивное поведение неизмеримо совершеннее у низших животных, чем у высших.

...в обычном словоупотреблении слово "инстинкт" прилагается ко всем случаям, когда мы не в силах указать истинной и ближайшей причины нашего поступка.

Инстинктивная деятельность...является как бы результатом самых интимных запросов организма к миру.

Естествоиспытатели давно говорят пр слепоту инстинктов. Инстинкт слеп - это значит, между прочим, что он не замечает отсутствия раздражителя и может действовать, будучи перенесён в совершенно другую обстановку.

 
ЭллиДата: Понедельник, 03.01.2011, 14:25 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Автоматизация движений представляет собой всеобщий закон нашей деятельности и имеет чрезвычайно существенное психологическое значение. Основа этого закона коренится в особенной пластичности нашего нервного вещества, в котором как бы образуется проторение нервных путей, сохраняется след прежде пережитых возбуждений и возникает предрасположение к их повторению.

Сложите лист бумаги, и на месте сгиба образуется складка - след произведённого движения. Теперь бумага предрасположена согнуться именно в этом месте.

Процесс автоматизации позволяет уяснить себе процесс происхождения инстинктивных реакций из сознательных. "Инстинкт - это падший разум " - вот точная формула этого взгляда.

Гораздо более вероятия заключает другой взгляд, согласно которому инстинкты следует считать более ранними по происхождению, чем разумные действия. С этой точки зрения разум есть осознанный, т.е. проведённый через личный опыт, инстинкт.

Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения с элементами среды. Там, где этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты.

 
ЭллиДата: Пятница, 07.01.2011, 20:09 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Основной формой проявления инстинкта в детском возрасте является интерес, т.е. особая нацеленность психического аппарата ребёнка но тот или другой предмет.

Интересы имеют универсальное значение в детской жизни и находятся в тесной связи с общим биологическим ростом ребёнка.

Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями.

Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы и всего обучения на точно учтённых детских интересах.

 
ЭллиДата: Пятница, 07.01.2011, 23:21 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Эмоции

Если приглядеться внимательно ко всякому чувству, легко заметить, что оно всегда имеет своё телесное выражение.

Все телесные изменения, сопровождающие чувство, легко распадаются на три группы:
- группа мимических и пантомимических движений, особых сокращений мускулов, главным образом рта, скул, рук, корпуса; это класс двигательных реакций-эмоций;
- соматические реакции, т.е. изменения деятельности некоторых органов, связанных с важнейшими жизненными функциями организма: дыхание, сердцебиение, кровообращение;
- группа секреторных реакций, тех или иных секреций наружного и внутреннего порядка: слёзы, пот, слюноотделение, внутренняя секреция половых желёз и т.п.
Из этих трёх групп и складывается обычно телесное выражение всякого чувства.

Обычная схема чувства устанавливает последовательность: восприятие, чувство, мимика.
Истиное положение дел больше соответствует другой формуле: восприятие, мимика, чувство.
Бояться означает ощущать свою дрожь, своё сердцебиение, свою бледность. Грустить означает воспринимать свои слёзы, согбенную позу, опущенную голову.

То, что прежде считалось причиной, является на самом деле следствием и наоборот.

Попробуйте, вставши утром, принять выражение меланхолии, говорите упавшим голосом, не подымайте глаз, почаще вздыхайте - и к вечеру вами овладеет такая тоска, что вы не будете знать, куда деваться.

Стоит только побороть телесные выражения эмоции, как немедленно исчезает и она сама. Если при страхе подавить дрожь, заставить ровно биться сердце, придать нормальное выражение лицу, то и самое чувство страха исчезнет.

 
ЭллиДата: Пятница, 07.01.2011, 23:34 | Сообщение # 15
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Есть все основания полагать, что некогда все те двигательные, соматические и секреторные реакции, которые входят в состав эмоции как в целостную форму поведения, представляли собой ряд полезных приспособительных реакций билогического характера.

Страх - высшая форма моментального и стремительного избегания опасности. У животных дрожь при страхе непосредственно переходит в бег... всё это позволяет нам определить страх как мобилизацию всех сил организма для бегства от опасности, как заторможенное бегство и понять, что страх представляет собой отвердевшую форму поведения, возникшую из инстинкта самосохранения в его оборонительной форме.
Аналогичным способом легко доказать, что гнев есть инстинкт самосохранения в его наступательной форме, гнев есть заторможенная драка.

И страх, и гнев... представляют собой чрезвычайно ослабленные формы этих инстинктов, и невольно возникает мысль, что на пути развития от животного до человека эмоции идут на убыль и не прогрессируют, а атрофируются.

 
Форум » Общий раздел » Вопросы теории » Лев Выготский (Педагогическая психология.)
Страница 1 из 212»
Поиск: