Обо мне и о сайте

Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
И.В. Гёте

«А может, Учитель был всего лишь старой чокнутой черепахой?»
Мультфильм «Кунфу-Панда»

Была ли я шустрым ребёнком или тихой послушной девочкой? Наверно, я была тихой и послушной, а когда никто не видел — становилась шустрой и озорной. Почему-то образ шустрой и озорной нравится мне больше. Ладно, пусть будет так, что была шустрой. И очень сильно поддавалась всякому внешнему влиянию. Всё время был какой-нибудь образец: как надо. Образцы менялись с калейдоскопической скоростью. Мама всё время кем-нибудь восхищалась — то бойкими жизнерадостными детьми, то хрупкими и очаровательными, а я воспринимала это как инструкцию к действию, хотя всегда что-то мешало точно соответствовать образцу — то собственный темперамент, то конституция, а больше всего, конечно, просто лень. Надо сказать, не слишком сильно это меня расстраивало, потому как каждый новый герой был привлекательней предыдущего.

Однако, то, что хорошо в детстве и юности, в зрелом возрасте кажется по меньшей мере странным. Появилась насущная потребность понять саму себя. Слишком часто я стала слышать: тебе нужно это, тебе нужно то, ты должна быть такой, ты должна быть сякой... Хорошо тем, кто всю жизнь пропускает всё это мимо ушей. Со мной такого не случилось и только очень и очень медленно, через боль и разочарования, до моего сознания стало доходить, что фраза «тебе это надо» не закончена, а в законченном виде имеет несколько иной смысл: «тебе это надо для того, чтобы мне было хорошо». Наступило время понять, а что же мне самой действительно надо?

Может, именно поэтому меня так привлекла идея о развитии через осознавание своих истинных потребностей. Впрочем, я сначала и не очень поняла, что идея заключается в этом. Первое, что произвело реальное впечатление — упражнения вызывали глубокое расслабление. К моменту знакомства с системой Фельденкрайза (1995 год) я уже несколько лет занималась йогой, а проблема расслабления оставалась всё такой же острой. Все вокруг говорили: нужно расслабиться, больше расслабляйся, да расслабься же ты наконец! Ну да... как будто я не хотела того же самого.

А оказалось, всего-то и надо: сделать несколько небольших, лёгких движений, посвятив им полностью своё внимание, и расслабление приходит само. И у него есть вполне конкретные признаки: поясница приближается к полу — расслабляются мышцы спины, стопы расходятся в стороны — расслабляются тазобедренные суставы и ноги, ладони разворачиваются вверх — расслабляются руки, ложится на пол шея, перестают дрожать веки. Впоследствии часто приходилось наблюдать людей, которые были уверены в том, что хорошо расслабляются, однако ничего из описанного выше с ними не происходило — мышцы продолжали свою скрытую работу, хотя при этом могли исчезать телесные ощущения, рождаться ощущение полёта и разные другие приятности.

Стало понятно, что не так просто получить новый опыт, пережить нечто, чего никогда не переживал, не впадая в иллюзии или ментальные представления.

А с другой стороны, новый опыт почти всегда рядом, только надо обратить на него внимание. В этой связи вспоминаю мастер-класс по игре на маримбе известного музыканта и педагога Роберта ван Сайса. Тогда, прямо на наших глазах, происходили чудесные вещи, рождалась музыка. И каждый раз Роберт говорил своему очередному ученику: вот видишь, у тебя всё есть и мне не надо было лететь через два океана, чтобы сказать тебе об этом. Всё, что действительно нужно — обратить на это внимание. Метод Фельденкрайза работает так же: обрати на это внимание... и происходят чудесные вещи.

Поэтому в разделе «Теория» статья «Выявление маленьких различий» занимает первое место. А в разделе «Практика» — «Комплекс для расслабления». Хотя на самом деле не принципиально, с какого места начинать.

Фельденкрайз учит эффективно пользоваться своим телом. Его работа похожа на настройку музыкального инструмента. Не важно, когда и почему инструмент был расстроен. Не важно, старый вы или молодой, худой или полный. Важно, что сейчас, имея желание и голову плечах, можно многое исправить. Можно научиться оптимально использовать старое и даже повреждённое тело. Для этого нужно не упражняться, а изучать собственные ограничения и ошибки; не напрягаться, а понимать и чувствовать; сложные действия превращать в лёгкие и удобные. Иногда, чтобы осознать, как правильно, надо сделать неправильно, и тогда становится ясной разница, появлятся личный, свободный выбор, а тело наполняется музыкой. Это непривычно. Иногда настолько непривычно, что кажется полной чушью. Поэтому на сайте есть биография Мойше. Познакомьтесь с ней, чтобы убедиться, что Фельденкрайз не был сумашедшим стариком.

Когда человек учится танцевать, он не думает об анатомии, физике, теории обратной связи и о последствиях того, как он учился ходить и говорить. Если он повторил сто раз одно и то же движение и всё равно ничего не получается, он решает, что просто бездарен. А Мойше говорит: нет, бездарно повторять сто раз одно и то же. Попробуй иначе. Первый шаг к изменениям — это шаг в сторону.

Во всяком случае, если сам Мойше или его метод вам не нравится — ничего страшного. Это не значит, что Мойше плохой, или вы плохие, или его метод плохой. Это значит только одно: что вам он не нравится, вот и всё. Беда ведь небольшая, правда?

А форум для тех, кто хочет попробовать или уже попробовал метод Фельденкрайза на себе, или использует его в своей работе, или его идеи кажутся близкими и понятными, есть вопросы или опыт, которым хочется поделиться. Надеюсь и я найти здесь коллег, единомышленников и друзей.

Наталья Королёва,
преподаватель