Николай Бернштейн
|
|
Элли | Дата: Понедельник, 11.07.2011, 14:55 | Сообщение # 61 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Движения уровня пространства
Самые старинные и основные движения уровня пространства — это локомоции, передвижения всего тела в пространстве с одного места на другое (хотьба, бег, плавание, ползание т.п.)
Локомоции — целостные движения всего тела, не оставляющие на нем без рабочей нагрузки ни единой мышцы. Вполне понятно, что спрос на вспомогательные фоны во всех этих движениях очень высок, особенно на фоны из уровня мышечно суставной увязки (В).
Можно смело сказать, что девять десятых всей мышечной нагрузки при ходьбе или беге приходится на долю этого фонового уровня и не более одной десятой ложится» на уровень, ведущий рулевое управление этими локомоциями.
|
|
| |
Элли | Дата: Понедельник, 11.07.2011, 15:05 | Сообщение # 62 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Во вторую группу естественно будет объединить такие же большие, всеобъемлющие движения всего тела в пространстве, как и те, что относятся к числу локомоций, но только не переносящие человека с одного места на другое. Эта группа составится главным образом из спортивных, гимнастических и плясовых движений.
Нужные для них коррекции и мышечные синергии не формируются естественным порядком в детстве, как это случается с большинством локомоций. Эти коррекции в большинстве своем тоньше и строже, они, почти в буквальном смысле слова, головоломнее; их приходится специально вырабатывать путем упражнения. Чем богаче накопленные человеком запасы, или «фонды» фонов, в мышечносуставном уровне, чем искуснее и находчивее умеет извлекать их и пользоваться ими ведущий уровень пространства (С), тем лучше и ловче будут строиться у него движения этой группы.
|
|
| |
Элли | Дата: Понедельник, 11.07.2011, 15:07 | Сообщение # 63 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| В третьей группе движений, которыми управляет уровень пространства, мы поместим точные, целенаправленные движения рук (и других органов) в пространстве. Наши руки и пальцы тоже умеют «ходить» и «бегать», — это не исключительная монополия ног. К очень многим движениям и в разговорной речи привились выражения: «беглость пальцев», «пальцы забегали по клавишам», «руки с рабочим инструментом заходили взад и вперед» и т. п. Встретятся в этой же группе и движения, делающие основной упор не на беглость, а на точность.
Они всевозможными способами перемещают вещи: куда то кладут, бросают, передвигают, сталкивают их. Уровень пространства не умеет сделать с вещью ничего более сложного — на это, как увидим вскоре, нужно уже руководство более высокостоящего уровня действий. Но перемещать вещи туда или сюда в пространстве — это прямая специальность уровня С.
|
|
| |
Элли | Дата: Понедельник, 11.07.2011, 15:09 | Сообщение # 64 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| От передвиганий вещей естественно перейти к преодолеванию сопротивлений: здесь, в четвертой группе, мы сосредоточим всякого рода силовые движения: подъем тяжести с земли, подтягивание своего тела на кольцах, натягивание лука, работа тяжелоатлета со штангой, кручение рукояти колодезя или лебедки. Мышечная нагрузка в этих движениях большая, значит, и фоновым уровням здесь много дела. Каждый знает по себе, насколько улучшает все эти движения выработанный навык или сноровка.
|
|
| |
Элли | Дата: Понедельник, 11.07.2011, 15:13 | Сообщение # 65 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Теперь мы подходим к одной из интереснейших групп движений уровня пространства: к размашно-метательным или, баллистическим, движениям. К этой же, пятой, группе принадлежат и ударные движения.
Одни из размашно метательных движений делают установку главным образом на силу удара или броска. Другие делают главный упор на их меткость. Примерами первых могут служить удар молотобойца, рывок штанги, удар топором при грубой рубке, толкание ядра, метание диска, молота или гранаты на дальность. Образцами метких баллистических движений будут: метание копья или мяча в цель; движения при игре в теннис, лапту, городки, крокет; работа жонглера; укол штыком; удары кузнеца, слесаря, обойщика, тонкие ударные движения плотника, хирурга, механика и т. д.
Как важен для баллистических движений хорошо выработанный навык, видно уже из того, как редко встречается умение хорошо и метко ударять и метать. А раз движение нуждается в навыке, это значит, что оно нуждается в фонах, — это положение мы уже установили прочно. Действительно, у размашнометательных движений самая суть и основа — тонко слаженные синергии из уровня В.
|
|
| |
Элли | Дата: Понедельник, 11.07.2011, 15:15 | Сообщение # 66 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Шестая группа движений, управляемых уровнем пространства, получится у нас сборная, в нее войдут не разместившиеся по предыдущим группам остатки. Нам остается упомянуть движения прицеливания всякого рода и движения подражания и передразнивания. Когда обезьяна копирует движения человека, производящего перед ней какое нибудь сложное предметное действие из верхнего уровня D, то она производит их на своем «потолочном» уровне — уровне пространства, и именно поэтому у нее ничего не выходит.
|
|
| |
Элли | Дата: Понедельник, 11.07.2011, 15:42 | Сообщение # 67 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Уровень действий (D). Что такое действия?
Уровень действий, которому мы присваиваем буквенный знак D, по целому ряду свойств резко отличается от всех тех уровней, которые были описаны раньше.
Действия — это уже не просто движения. По большей части это — целые цепочки последовательных движений, которые все вместе решают ту или другую двигательную задачу. Каждая подобная цепочка состоит из разных между собой движений, которые сменяют друг друга, планомерно приближая нас к решению задачи. Все движения — звенья такой цепочки — связаны между собою смыслом решаемой задачи.
Попробуйте проследить пять шесть раз за одним и тем же человеком при закуривании им папиросы: как ни просто это действие, как оно ни автоматизировано у старого курильщика, ни в одном из этой полдюжины повторений в точности не повторится ни перечень движений, ни их количество.
В каждом из действий обнаружатся оба указанных свойства: цепное строение и приспособительная изменчивость от раза к разу в составе и строении цепочек.
|
|
| |
Элли | Дата: Понедельник, 11.07.2011, 15:55 | Сообщение # 68 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Следующее характерное свойство действий — это то, что они очень часто (хотя и не всегда) совершаются над вещью, над предметом.
Винт, который извлекается не выдергиванием, а вывинчиванием; чемоданная крышка с застежкой, которую надо сперва придавить книзу, чтобы поднять кверху; висящий плод, который для того, чтобы сбить и заполучить к себе, приходится иной раз ударять палкой от себя; футбольный мяч, который посылается ведущим влево, потому что в создавшемся положении это — наивернейший путь вогнать его в ворота, находящиеся справа; лодочный руль, который нужно повернуть против направления часовой стрелки, чтобы лодка повернулась по часовой стрелке, — вот целая пригоршня примеров движений, которые ведут «не туда». Все это — составляющие звенья цепных действий. Все эти и подобные им движения лишены прямого смысла с наивных и прямолинейных точек зрения уровня пространства, и все они (или, по крайней мере, подавляющее большинство их) недоступны ни сколь угодно умным животным, ни маленькому ребенку.
|
|
| |
Элли | Дата: Понедельник, 11.07.2011, 15:57 | Сообщение # 69 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Тесная связь трудовых действий, совершающихся на уровне D, и членораздельной речи была подчеркнута еще Ф. Энгельсом: «Сначала труд, а затем и рядом с ним членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны мог постепенно превратиться в человеческий мозг, который при всем сходстве в основной структуре превосходит первый величиной и совершенством». «Обратное влияние развития мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению на труд и язык давало обоим все новый толчок к дальнейшему развитию». (Ф. Энгельс. Диалектика природы. Роль труда в процессе очеловечения обезьяны; К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. X1V, стр. 456).
Так называемые центры речи в коре мозговых полушарий, т. е. те участки коры, повреждения которых сейчас же влекут за собою потерю речи, входят в состав как раз тех обширных отделов мозговой коры, которые представляют собою нервно двигательный аппарат описываемого сейчас уровня D.
|
|
| |
Элли | Дата: Понедельник, 11.07.2011, 17:32 | Сообщение # 70 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Основные свойства уровня действий
Первое резкое отличие его от всех предыдущих уровней было уже указано — это его неоспоримое право именоваться «человечьим» уровнем. Развитие этого уровня идет рука об руку с образованием в коре новых участков совсем особого строения, которые частью вырабатываются мало помалу у самых высших млекопитающих, частью же имеются только в мозгу человека.
...еще одно характерное его свойство: близкая связь с рукою человека.
В то время как среди внутренних органов тела, заполняющих собой грудную и брюшную полости, очень много непарных, несимметричных, лежащих резко вправо или влево от средней плоскости тела (например, сердце, печень, селезенка, желудок), весь костносуставно мышечный двигательный аппарат, наоборот, строго симметричен. В прямой связи с этим и все типичные движения и координации, которые мы рассматривали выше, по уровням А, В и С, точно так же двусторонни и симметричны.... А в отправлениях уровня действий (D) по совершенно неизвестной и пока не объяснимой причине правая рука резко опережает левую, во много раз превосходит ее и точностью, и сноровкой в освоении новых координаций, и даже силой. Случаи же полной симметрии, или «двурукости» (так называемой амбидекстрии), т.е. такие случаи, когда и правая и левая руки одинаково ловки к действиям, очень редки.
|
|
| |
Элли | Дата: Среда, 13.07.2011, 11:35 | Сообщение # 71 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Уровень действий. Коррекции и автоматизмы
...источники ведущих коррекций уровня D — это представления о плане действия, о порядке и связи его частей между собой и т. д.
В связи с этим сами его ведущие коррекции проистекают из непрерывного осмысляющего наблюдения за тем, правильно ли идет постепенное решение двигательной задачи, делает ли очередное текущее движение звено то самое, что требуется от него по сути и смыслу этой задачи.
Каждое смысловое цепное действие составляется из элементов, из движений-звеньев. эти движения звенья имеют две яркие особенности, четко отличающие их от настоящих самостоятельных движений, которые ведутся на соответственных низовых уровнях:
- во первых, ведущий уровень D, образно говоря, «не спускает глаз» ни с одного из этих движений звеньев, разворачивающихся под его верховным надзором и руководством;
- во вторых, происхождение описываемых движений звеньев особенное: низовые, фоновые уровни построений вырабатывают движения-звенья, нужные для какого нибудь цепного действия, не сами по себе, не по собственному почину, как они вырабатывают, например, ходьбу, бег или бросок, а по прямым и точным заявкам от уровня действий .(D).
...при выработке нового двигательного навыка центральная нервная система сперва прощупывает и проектирует, где взять наиболее подходящие коррекции для каждого последовательного звена действия и какому фоновому уровню нужно его в соответствии с этим передоверить. И вот тогда то и начинается отправка в низовые уровни заявок или заказов на построение тех или иных движений звеньев.
Эти диспетчирующие отделы уровня действий носят в анатомии мозга название «премоторных полей». Сравнительная анатомия показывает, что корковые поля с таким именно микроскопическим строением вычленяются и обособляются впервые только у самых высших млекопитающих.
|
|
| |
Элли | Дата: Среда, 13.07.2011, 12:17 | Сообщение # 72 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| О видах ловкости
Каждое движение или действие, которое мы не колеблясь признаем выполненным ловко, построено непременно не менее чем на двух уровнях. При этом ведущий уровень этого ловко выполненного движения или действия обнаруживает яркие, стоящие выше заурядного качества переключаемости, находчивости, маневренности, а подслаивающий эти движения фоновый уровень — столь же яркие качества слаженности, послушности и точности работы.
Мы можем выделить два вида ловкости.
Первый из них относится к движениям, ведущимся на уровне пространства (С) и подкрепленным фонами из уровня В . Этот вид мы называем телесной ловкостью.
…С ловкостью обезьянки юнга вскарабкался на мачту. Прежде чем торговка успела опомниться, мальчишка ловко выхватил у нее яблоко и исчез… Полковник ловко проскакал на лошади во главе парада… Гимнаст ловко перепрыгнул через стол, опершись на него одной рукой… Акробат мастерски исполнил двойное сальто. Вот целая связка примеров телесной ловкости, примеров движений, управляемых уровнем пространства С и обеспеченных фонами из уровня мышечно суставных увязок В.
Второй вид ловкости проявляется в действиях уровня D, со столь же обязательными фонами из обоих подуровней пространства (С), а иногда и из уровня В в придачу. Этот вид мы обозначаем названиями ручная или предметная ловкость.
Боец ловко высвободил пулемет, путавшийся в зарослях и завязнувший в густой грязи (D\C1)
Ловкими, точными движениями щипчиков часовщик вставил на место шестерню крохотных часиков (D/C2)
(Нижнему подуровню (С1) более свойственно текучее, непрерывное прилаживание к пространству и всей внешней обстановке, какое требуется, например, при ходьбе и беге. Верхнему подуровню (С2), связанному с высокоразвитым представительством органов чувств в коре полушарий, более присущи оттенки концевой, целевой точности и меткости, (например, при метком ударе или броске). )
Сестра нежно, быстро и ловко перебинтовала мучительно болевшую руку (D/C1,B)
На всем скаку, свесившись с коня почти до земли, джигит зубами выхватил воткнутый в нее по рукоятку кинжал (D/C2,B)
Действия фехтовальщика или боксера — в области спорта, действия хирурга или закройщика кожи — в области труда также могли бы послужить примерами ловкости с использованием фонов по всем нижележащим уровням, по формуле D/C1,C2,B
|
|
| |
Элли | Дата: Среда, 13.07.2011, 18:31 | Сообщение # 73 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Разновидности действий
А действия, бедные высшими автоматизмами: действия «разведочного» порядка (рассматривания предметов, их ощупывания, сравнивания, выбирания и т. д.; простейшие предметные действия, доступные уже трех четырехлетнему ребенку( поставить предмет, налить или насыпать что нибудь в сосуд, открыть задвижку, крышку коробки, чемоданную застежку и т. п., схематически нарисовать «солнце» или «домик» и т. д.); действия новичка, т. е. действия, для которых еще не успели выработаться автоматизмы «по особому заказу».
Б Во вторую группу включаются действия, ведущие движения звенья которых построены (преимущественно) в верхнем подуровне пространства (С2) — в корковом, пирамидном подуровне дальнодействующих рецепторов точности и меткости (вдевание нитки в иголку, накапывание лекарства, острая заточка карандаша, действия черчения, гравирования, точной сборки механизмов). Во всех этих операциях ловкость проявляется в сдержанных, тончайших движениях, без спешки, но и без волокиты. Именно здесь больше, чем где бы то ни было, пирамидная система показывает все свое искусство постепенности, напрягая до некоторой средней силы все мышцы, окружающие рабочие суставы руки, и с микроскопической точностью подбавляя затем мион за мионом в одних мышцах и убавляя в противодействующих.
В. Третья группа объединяет действия, ведущие звенья которых в наибольшей степени зависят от нижнего подуровня пространства (С1), подуровня, опирающегося на двигательные ядра стриатума, верхушки эдс (шнуровка обуви, глажение утюгом, раскатывание теста, бритье, причесывание, перелистывание книги, трудовые операции опиловщика, шлифовальщика, прачки и т. п. ) Главное качество, присущее движениям в этой группе, — плавная, прилаживающаяся, можно бы сказать, чуткая точность. Здесь есть уже в чем проявить себя и спортивно игровой области. Как подходящие примеры можно привести: действия взлезания по веревке, столбу, веревочной лестнице, стволу дерева и т. п.; затем локомоции на сложных приспособлениях, как езда на велосипеде или гребля. Из области, приближающейся уже к акробатике, к этой группе относятся балансирования предметов (например, держание в равновесии длинной стоячей палки на лбу или на подбородке).
Г . Четвертая группа содержит действия, в которых фоны из уровня мышечно суставных увязок (В) явственно преобладают над пространственными фонами из уровня С. Подходящие примеры из круга бытовых действий: завязывание и развязывание узлов, вязание на спицах, намотка клубка, заплетание косы, намыливание и мытье своего тела, надевание на себя одежды. Из трудовых действий назовем: работу молотобойца, землекопа, сноповязальщика, пряхи; работы, связанные с кручением рукоятей (лебедки, колодезь с намоткой, откачка воды помпой и т. п.). Из спортивных действий очень характерные примеры представляет собою французская борьба, а особенно дзюу до (по старинному названию — джиу джитсу). К этой же группе придется отнести многие действия фокусника, основываемые на «ловкости рук», а также опирающиеся на то же качество многие из воровских и шулерских приемов.
Д . В пятой группе мы объединим те виды действий, которые требуют участия как уровня пространства (С), так и уровня мышечносуставных увязок (В). Мы имеем в виду сочетания с уровнем В: во первых, нижнего подуровня пространства (С1); во вторых, верхнего (С2) и, наконец, обоих, т. е. всего оркестра фонов.
|
|
| |
Элли | Дата: Среда, 13.07.2011, 19:00 | Сообщение # 74 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Формирование движений у подростка
Развитие двигательной области, так называемой моторики, у ребенка идет отнюдь не по плавной, восходящей линии. В нем, как и во многих других областях развития, наблюдаются нередко то остановки, то, наоборот, быстрые скачки вверх, то даже иногда как будто отступления назад. Особенно ярко это проступает в возрасте, непосредственно предшествующем половому созреванию. В это время подростки делаются неуклюжими, мешковатыми, неповоротливыми, за все задевают, все роняют, бьют посуду и протирают обувь.
И в конце второго, и на протяжении всего третьего года жизни ребенка все еще длится окончательное дозревание высших двигательных систем. Именно в этом периоде у ребенка начинает заметно расти и количество и степень успешности действий из уровня D. Рассматриваемый возраст — это время, когда ребенок окончательно перестает быть высшей обезьяной и впервые осваивает такие действия, которые совершенно недоступны обезьяне.
Из области предметных действий ребенок научается кое чему из самообслуживания (раздевание, умывание, еда ложкой), успешно играет с игрушками, сооружает кирпичики и песочные пироги, начинает что то изображать карандашом. В этом же возрасте и именно на перечисленных действиях начинает обнаруживаться и неравноценность между обеими ручками ребенка, т. е. будет ли он правшой или левшой. Тогда же оформляется и связная речь из целых правильно построенных небольших фраз, а не только разрозненных слов, как было до этого возраста.
Следующий за этим период, от трех до семи лет, — период преимущественно количественного усиливания и налаживания всех уровней, какие имеются у ребенка. Анатомически все они к третьему году готовы и теперь начинают заполняться содержанием.
В прямой противоположности с увальнями медвежатами, какими представляются детишки полутора - двух лет, дети от трех до семи грациозны и подвижны. Они хорошо и быстро бегают, прыгают, лазают. У них развито уже чувство ритма, они отлично справляются, например, с прыганием через веревку, которую крутят их партнеры. Они обладают разнообразной и выразительной мимикой и, рассказывая о чем нибудь, оживленно и убедительно жестикулируют. Очень хорошо удается им и подражательное воспроизведение чужих движений: в игре «в короли» по жестам такого малыша всегда нетрудно догадаться, какую деятельность он изображает, а в карикатурном передразнивании двигательных недостатков своего товарища он способен достигать жестокой виртуозности.
Однако, как только попробуешь засадить такого ребенка за какую нибудь деятельность в подуровне точности (С2) или тем более в уровне действий (Д), сейчас же обнаруживается слабость и быстрая утомляемость. Пресловутая «непоседливость» ребенка этих лет зависит отнюдь не только от его особенно сильной потребности в движениях: в сидячем положении ему еще так мало что доступно и посильно, что ему нечем себя занять и он сразу соскучивается.
Следующий период развития моторики охватывает время примерно от 7 до 10 лет. К этому времени начинает постепенно наполняться рабочими фонами верхний, пирамидный, подуровень пространства (С2). В двигательные средства ребенка постепенно входят два новых слагающих — сила и точность.
...жизненная практика давно и очень чутко уловила тот возраст, с которого уже есть смысл приучать ребенка к каким то трудовым навыкам. Это как раз возраст перехода в работоспособное состояние пирамидной двигательной системы (пдс) ребенка.
Само собою понятно, что в этом младшем школьном возрасте следует начинать обучение и тренировку ребенка именно по навыкам верхнего подуровня пространства (С2): только что упомянутым ударным и метательным движениям, требующим меткости, точным движениям в пространственном поле и т. п. Правильно поступают педагоги, начинающие в этом возрасте обучение ребенка игре на музыкальном инструменте.
За десятью одиннадцатью годами наступает возрастной период большой и сложной ломки, охватывающей все стороны жизни растущего организма. Это возраст, непосредственно предшествующий половому созреванию, и период самого созревания, вплоть до его завершения в основном, т. е. до 14 — 15 лет.
Наконец, и уровень действий, который все первое десятилетие жизни должен был пробавляться содержимым самой первой группы нашей классификации — действиями без фонов, начинает получать в свое распоряжение первые «высшие автоматизмы» — основу навыков всякого рода. В это время можно и должно обучать ребенка ручному труду. В этом возрасте в нем легко пробудить вкус к действованию, охоту мастерить, и если уловить его направленность и интересы, то можно многого достигнуть.
|
|
| |
Элли | Дата: Среда, 13.07.2011, 19:01 | Сообщение # 75 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Именно потому, что преходящие нарушения движений не связаны ни с какими непорядками в самих двигательных системах мозга, — именно поэтому не следует смущаться бросающейся в глаза двигательной неловкостью подростков и приостанавливать их обучение двигательным навыкам труда и спорта. Наоборот, если только в том или ином отдельном случае нет для этого прямых противопоказаний, например высказанных врачом, особенно важно продолжать деятельно воспитывать в этом переходном возрасте уровни построения, и верхние, и нижние. Такая систематическая работа над ними, в рамках порядка и режима, ничего не произведет, кроме самого благотворного действия и на двигательную область, и на всю душевную жизнь формирующегося человека.
|
|
| |