[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Модератор форума: Элли 
Форум » Общий раздел » Вопросы практики » Фельденкрайз и церебральный паралич
Фельденкрайз и церебральный паралич
ЭллиДата: Воскресенье, 11.03.2012, 10:44 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Пол Дорон Дорофтей —
Фельденкрайз-практик (1986) и ассистент тренера (1997), художник, сценарист и звукоинженер. Родился в 1954 году в семье музыкантов в Бухаресте (Румыния). С рождения страдает тяжелой формой церебрального паралича. В юношеском возрасте его работы как художника были признаны на международном уровне. В 1970 году эмигрирует в Израиль. В 1972 году начинает десятилетний процесс переобучения для устранения последствий своего недуга под руководством М.Фельденкрайза. С 1986 года работает с детьми и взрослыми с диагнозом церебральный паралич, институтами терапии, музыкальными академиями Германии, Англии, Италии и Швейцарии, а также с обычными людьми. Его статьи публикуются в Германии, Англии, Италии и Израиле.

История Пола:


"Будучи ребенком я мог ходить, только прилагая невероятные усилия и старания, и даже не мог подумать о том, чтобы дотронуться пятками до пола. Многое из того, что остальные дети воспринимали как само собой разумеющееся, для меня было невозможным. Но несмотря на это, я никогда не считал себя больным или инвалидом. Вопреки огромным ограничениям в подвижности, я никогда не чувствовал и не налагал ограничения на возможную физическую активность, доступную для меня. В то время, как мои родители и доктора, у которых они консультировались, рассматривали мое физическое состояние как «проблему», я ее таковой не считал. При том, что все профессора, к которым мы обращались, давали очень определенный прогноз моего будущего — никаких шансов на какое-либо улучшение, мое собственное отношение к своим проблемам напоминало состояние молодого пианиста, который только что выучил легкий фрагмент Баха и теперь рассматривает концерт для пианино Шуманна или Грига, который он жаждет сыграть, как захватывающий вызов."
 
ЭллиДата: Воскресенье, 11.03.2012, 10:50 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
"Я мог держать ручку между пальцами более-менее расслабленно, не напрягаясь, когда у меня не было других намерений, кроме как держать ручку. Как только я думал о том, что я «должен» нарисовать определенную фигуру, букву, цифру или символ типа «=», я в тот же момент чувствовал нарушение в тишине моего тела, похожее на волнение от камня, брошенного в воду.

В тот момент я хотел выполнить движение, которое выходило за рамки моего собственного "образа себя", образа того, что я мог сделать, моя рука начинала дергаться — и это в тот самый момент, когда я был наиболее расслаблен. Я понял тот факт, что дерганию предшествовала моя мысль о риске дергания или о том, что я могу столкнуться с ним, когда буду рисовать круг или линию как часть знака, который должен будет быть распознан другими. Именно идея о непроизвольном движении, мысль о риске дергания на самом деле заставляла меня дергаться. Всего лишь ожидание этого движения провоцировало его.

Но я также понимал, что подобное дергание вызывалось тем, что для меня не было знакомым и привычным такое состояние свободы и легкости в действии, которое я испытывал, когда держал карандаш без какого-либо конкретного (функционального) намерения. Странное состояние легкости и незнакомого ощущения, с которыми я держал ручку, по сравнению с состоянием спастичности, которую ощущал при любом другом намеренном действии, другими словами, те ограничения, которые были наложены на мой образ себя, были ответственны за дергание, за то, что я не мог «перейти через реку» как Рути Алон (известный Фельденкрайз-тренер — прим. мое) живописно намекает, упоминая жирафа в предисловии к своей книге «Осознанная спонтанность», как символ тех ограничений, которые человек накладывает на себя."
 
ЭллиДата: Воскресенье, 11.03.2012, 10:59 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
История с молоком

...До 13 лет я принимал мое состояние как есть и не мог представить, что какие-либо изменения возможны. Это отношение изменилось в один момент, когда у меня хватило смелости достать миску с молоком из холодильника и донести ее до плиты, находившейся в 10 метрах.

Это был очень длинный путь и миска была довольно широкая и плоская. Каждое неверное движение могло разлить молоко. И тем не менее я был захвачен идеей перенести молоко сам, без помощи других. И, как оказалось, внутреннее желание превзойти себя привело к такому успеху, который полностью изменил границы моего образа себя. То внимание, я бы сказал, зачарованность, с которой я наблюдал за движением молока в миске на всем протяжении пути, при каждом моем неровном движении стала для меня направляющей «инструкцией» без какого-либо оценивания того, как я двигался.

Я был дома один, в противном случае мне бы непременно «помогли» мои родители или кто-либо еще. Я осознавал только то, что не должен пролить молоко. Я хотел бы напомнить вам, что в то время моя походка была очень спастичной и очень дерганой.

Впервые в жизни я испытал состояние осознавания, которое позволило мне «знать, что я на самом деле делал» во время каждого своего шага.


Такой способ мышления, в действительности, чрезвычайно сложно удержать и воплотить в действие. Когда я шел с молоком, мне нужно было состояние ума полностью отличное от обычного: впервые в жизни я действовал полностью осознанно. Впервые я почувствовал, что в моих силах было научиться управлять собой. Несмотря на эти выводы я посчитал все это вполне обычным, без особого желания использовать открывшуюся мне возможность: я был ленивым ребенком. Возможность использования собственного осознавания для того, чтобы делать собственные движения все более и более эффективными, оставалась все еще скрытой для меня.
 
ЭллиДата: Воскресенье, 11.03.2012, 11:47 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Посредством импульсов, которые он передал моей нервной системе, он столкнул меня с реакциями, которые были мне неизвестны на тот момент, что дало мне абсолютно новые познания и, в свою очередь, подавило аспекты моего привычного образа себя, давая пространство для нового, лучшего, более подходящего действия, позволяющего справляться с жизненными задачами.
...
Благодаря моему многолетнему опыту занятий методом для себя, для меня стало необходимостью заниматься методом и с другими людьми: я хотел донести также и до других свое восхищение методом Фельденкрайза, дав другим возможность испытать его. Подводя итог еще раз, для меня метод Фельденкрайза представляет собой не только метод или технику, но, в первую очередь, способ выразить нечто, что заключает в себе научное знание и человеческую выразительность.
...
Каждый из его уроков был для меня большим приключением. Моше удивлял и поражал меня каждый раз все новыми и абсолютно неожиданными «играми». Каждый из его уроков по замыслу как будто напоминал игру взрослого животного со своим детенышем. После каждого из его уроков я чувствовал себя беспричинно счастливым и свободным. Я чувствовал, что ничто и никогда не сможет мне помешать развиваться и освобождать себя и свои намерения от любых физических препятствий.
...
Оглядываясь назад на все эти годы и на то время, когда я стал применять «метод Моше» в работе с грудными детьми и детьми с отклонениями, я стал чувствовать себя представителем по-настоящему важной истины, очень человечной, возможно, одной из наиболее человечных с тех пор, как существуют люди.
 
ЭллиДата: Суббота, 31.03.2012, 10:11 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline


Исходя из моего опыта одновременно как жертвы церебрального паралича и как Фельденкрайз-практика, этот метод работы с движением открывает новую главу в работе со спастичностью. Даже несмотря на то, что возможности и результаты этого метода в большинстве своем не известны широкой общественности, они могут рассматриваться как указывающие новый путь в этой области. Метод является исключительно многообещающим, так как основывается на революционном понимании функциональной эволюции нервной системы и дает возможности создания условий, в которых у поврежденной нервной системы появляется шанс к обучению, т.е. к обучению новым функциям, какой бы ни была степень повреждения.

Когда церебральный паралич препятствует развитию младенца, метод Фельденкрайза может помочь развитию принять настолько «нормальное» направление, насколько это возможно. При помощи данного обучающего процесса собственные биологические импульсы и силы развития ребенка освобождаются от препятствующих ограничений и, одновременно, получают поддержку. Целью является предотвращение или максимальное сдерживание последствий спастического паралича, который иначе повлияет на дальнейший ход развития ребенка.

Три вопроса характеризуют подход Фельденкрайза:

1) Какие предпосылки гарантируют здоровое развитие нервной системы новорожденного?
2) Какие из них оказываются разрушены в результате церебрального паралича?
3) Каковы способы и средства создания условий для здорового развития, если нервная система была повреждена церебральным параличом?
 
ЭллиДата: Суббота, 31.03.2012, 10:21 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Обучение движению, разработанное Моше Фельденкрайзом, намеренно не указывается как метод излечения. Вместо этого данный подход позиционируется как метод обучения, и это не потому что его применение не может устранить или облегчить физические проблемы, то есть излечивать. Что важно, так это то, что подобные результаты достигаются путем обучения. Младенец, получающий «лечение» («ученик» говоря языком метода Фельденкрайза) проходит процесс обучения на кинестетическом, телесном, уровне. Это помогает ребенку почувствовать, где нарушены его способности к решению кинестетических задач, включающие ощущение и движение. В то же время ребенок открывает для себя и изучает более эффективные способы движения, служащие для его целей гораздо лучше.
 
ЭллиДата: Суббота, 31.03.2012, 10:22 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
...ребенок со спастикой также способен к обучению корректной адаптации к силе тяжести, и, таким образом, нормальному развитию, как и здоровый младенец. Новорожденный (и до определенной степени взрослый человек) обладает этой способностью благодаря тому, что огромное количество клеток мозга могут взять на себя роль тех, которые были разрушены вследствие церебрального паралича.
 
ЭллиДата: Суббота, 31.03.2012, 10:29 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Если ребенку дать шанс восстановить его нормальную способность ощущать силу тяжести, развитие обычно пойдет по нормальному пути без внешней помощи. Другими словами, оно будет способно пойти через все стадии само по себе, как у любого нормального ребенка, который учится переворачиваться, ползать, сидеть, ходить и разговаривать. Мой опыт в работе со спастичными детьми подтверждает, что техники восстановления способности нервной системы к восприятию — способности нормальной и необходимой для обучения любой функции — являются одними из самых важных элементов метода Фельденкрайза.
 
ЭллиДата: Суббота, 31.03.2012, 10:30 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Восприятие — получение и распознавание воздействия стимула на один из органов чувств — зависит от относительной интенсивности стимула в контексте остальных стимулов, идущих как из окружающей среды, так и изнутри организма. Несколько практических примеров, связанных со зрением, слухом и кинестетическим опытом или физическим ощущением помогут продемонстрировать что я имею в виду:

* при дневном свете вы не можете увидеть звезд;
* возле ревущего двигателя самолета вы не услышите ничего, кроме самого двигателя;
* когда вы несете тяжелый чемодан, вы не заметите, если на него сядет муха.

То же самое относится и к внутренним стимулам: если мы поглощены какой-то мыслью или проблемой, мы часто не замечаем, что кто-либо пытается поговорить с нами. То есть, все внимание оказывается поглощено самым сильным из стимулов («победа достается сильнейшему»).

Поэтому нервная система, столкнувшаяся с хаотическим поступлением импульсов от спастичности, не может должным образом воспринимать влияние поля силы тяжести и адаптировать движения организма оптимальным образом — также как если человеку угрожает опасность падения с 20-го этажа, он не сможет напевать веселую мелодию.
 
ЭллиДата: Суббота, 31.03.2012, 10:35 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Метод Фельденкрайз не просто помогает обучающемуся обратить внимание на различные движения глаз, головы, таза и т.д. но при помощи различных необычных комбинаций движений (движений глаз в направлении противоположном движению головы, движению головы против движения таза и т.д.) дает возможность увидеть скрытые паразитные паттерны движения в привычном двигательном арсенале.
 
ЭллиДата: Суббота, 31.03.2012, 10:53 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
В работе по-Фельденкрайзу прикосновение служит двум функциям:

1) наделение обучающегося способностью чувствовать свое тело, осознавание себя, которое столь необходимо спастичному ребенку для своего развития;

2) поддержка различных частей тела таким образом, что обучающийся может насладиться перерывом в своей постоянной борьбе с силой тяжести. После получения подобной поддержки спастичный ребенок будет ощущать силу тяжести менее искаженно и сможет отвечать на нее более подходящим образом. Постепенно он/она смогут научиться оценивать силу тяжести более «корректно» и соответствующие движения станут более эффективными. За счет точной поддержки в определенный момент я передаю ребенку, чья нервная система порождала неконтролируемые и противоречащие движения, важный опыт: он/она узнают возможность достижения той же самой цели с меньшим усилием, а иногда узнают что вообще существует возможность ее достижения. Таким образом ребенок открывает для себя доселе неизвестные возможности движения и первоначальный элемент ориентации и самоуправления за счет того факта, что его/ее руки могут двигаться в соответствии с определенным намерением.
 
ЭллиДата: Суббота, 31.03.2012, 11:04 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Посредством своего прикосновения я не пытаюсь «расслабить» какие-либо мышцы, вместо этого я обращаюсь к ощущениям ребенка в поле силы тяжести, для того чтобы дать ему возможность научиться более эффективному способу ощущения себя в этом поле. Мое прикосновение сначала создает у ребенка такое чувство, которое позволит ему полностью отдыхать в моих руках. Чтобы пояснить важность нашей адаптации к полю силы тяжести применительно к нашему поведению, я должен добавить, что нашим первичным страхом с момента рождения и страхом, который определяет наше физическое поведение при любой опасности, является страх падения.
 
ЭллиДата: Суббота, 31.03.2012, 11:06 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Последствия и прикладное применение этого утверждения, описанное Моше Фельденкрайзом, я использую в своей работе.
Он говорил, что только обезьяны, которые могли выжить после падения с деревьев, могли позже развиться в человека. Необходимым условием для выживания при падении является напряжение всех мышц-сгибателей, чтобы грудная клетка и позвоночник защитили бы все внутренние органы от повреждений. Такое сокращение (сворачивание тела) имеет также своей функцией превращение энергии падения во перемещение по поверхности, на которую происходит падение.

Не случайно, что все беспокойные создания, постоянно живущие в условиях, в которых они не могут выразить себя с сохранением чувства собственного достоинства, постоянно сохраняют позу с перенапряженными мышцами-сгибателями, как будто эти мышцы должны быть постоянно напряжены для защиты.
 
ЭллиДата: Суббота, 31.03.2012, 11:07 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Так как люди часто не могут распознать, что по-настоящему тормозит развитие ребенка, то часто считают, что он умственно отсталый.
 
ЭллиДата: Суббота, 31.03.2012, 11:17 | Сообщение # 15
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Фрагмент первой сессии работы Пола с ребёнком с ДЦП

ДЦП и метод Фельденкрайза
 
Форум » Общий раздел » Вопросы практики » Фельденкрайз и церебральный паралич
Страница 1 из 212»
Поиск: