Главная » Статьи » Теория

Наталья Королёва. Вариативность в практике осознавания


Привычка и внимание находятся в антагонистических отношениях, и там, где укореняется привычка, там исчезает внимание.

Л. Выготский.

Те, кто первый раз пробует на себе метод Фельденкрайза, часто бывают ошеломлены результатами. Однако, повторение тех же самых движений во второй и третий раз оказывается гораздо менее эффективным. Исчезает новизна, а вместе с ней сила внимания и результативность практики. Естественный вывод, который напрашивается сам собой — это необходимость каждый раз получать некий новый опыт (учись учиться!).

Самое простое, что мы можем сделать для этого — не повторять каждый раз одно и то же, а всё время разнообразить «рацион». Вернувшись к известному комплексу через некоторое время, можно снова обнаружить новизну, которую обеспечит опыт, накопленный за время занятий другими движениями. Даже простой перерыв во времени (неделя, две и больше) позволит глубоко интегрировать уже полученный опыт и восстановит свежесть восприятия. Я, как учитель танцев, каждый год, после летнего отпуска, отмечаю неожиданный прогресс у учеников, хотя они и не занимались 2-3 месяца. Но за это время всё «утряслось», «устаканилось» и вышло на другой уровень, само собой, без труда и сознательных усилий.

То, что работает в большом промежутке времени, справедливо и для «малых времён», в пределах выполнения одного комплекса. Это пауза между движениями. Привычка заключается в том, чтобы успеть сделать как можно больше в заданный интервал времени. Даже если это маленькие и медленные движения. И тут, как в известном анекдоте о поручике Ржевском, можно сказать себе: «остановись, подумай». У психологов есть термин: апперцепция. Апперцепция — участие предыдущего опыта в формировании настоящего. Для осознавания предыдущего опыта и включения его в настоящее необходимо время, и пауза между движениями оказывается такой же значимой, как и само движение. Каждый раз, начиная новое движение после паузы, вы будете обнаруживать, что оно отличается от предыдущего. В непрерывном потоке этого заметить не удаётся.

От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. Посмотреть на ту же вещь с иначе направленным вниманием — значит увидеть её в совершенно новом виде.

Л. Выготский

Далее у Л. Выготского: «Секрет превращения рассеянности во внимание есть секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое».

Это знание открывает нам суть вариативности практики осознавания: «обрати на ЭТО внимание!». Объём внимания у среднего человека не так уж велик. Поэтому, когда мы наблюдаем за одной частью тела, вся остальная информация идёт мимо нашего сознания. Возможность получения нового опыта заключается в простом переводе стрелки внимания, и это могут быть не только разные части тела, но и дыхание, и качества самого движения (мягкость, лёгкость, скорость), эмоции, чувства и образы (если они возникают), и даже свойства самого внимания (внешнее, внутреннее, сфокусированное, объёмное и т.д.)

Желаю всем успеха в практике!

Категория: Теория | Добавил: Элли (16.11.2011)
Просмотров: 1480
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]