[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Элли  
Форум » Общий раздел » Вопросы практики » Как бы Фельденкрайз (Анализ одного семинара)
Как бы Фельденкрайз
ЭллиДата: Понедельник, 10.08.2009, 12:51 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Этот семинар не был заявлен как семинар по Фельденкрайзу, однако постановка вопросов была вполне в духе Фельденкрайза и метод Фельденкрайза значился как один из используемых. С этой точки зрения мне и хочется проанализировать то, что на нём происходило.
Оговорюсь сразу, что любая педагогическая система может приносить свои плоды и находить своих приверженцев: даже порка кому-то приносит пользу, кого-то ломает, а некоторым - как с гуся вода. Т.е., нет и не может быть ничего абсолютного. Этот анализ - результат моего опыта, моей истории и не всем он может быть близок.
 
ЭллиДата: Понедельник, 10.08.2009, 13:43 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Я хочу, чтобы вы учились, а не были научены. М.Фельденкрайз.

Как мы учимся? если у нас нет наставника, мы идём долгим путём проб и ошибок. Дорога долгая, но можно приобрести обширный опыт, не связанный напрямую с целью обучения. Наставник может сказать (и показать): делай так! при наличии соответствующих способностей мы можем быстро придти к цели (или не придти никогда, если соответствующие способности не развиты). Побочный опыт при этом минимален. Зато быстро и эффективно.
Как реализуется второй способ?
Например, если человека хотят научить хорошей осанке, ему говорят (в балете, спорте, армии): разверни плечи, втяни ягодицы и живот, подними подбородок.
Или (в йоге, беллидансе): опусти плечи, расслабь грудь, ягодицы, колени, улыбнись, отпусти нижнюю челюсть.
В обоих этих вариантах мы имеем некий идеальный образ "как надо", "как должно быть" и стремимся к нему, не учитывая исходного материала - самого человека. А человек привыкает выполнять команды и превращается в автомат, неважно, что команды он отдаёт уже сам. В результате такого обучения нарушается связь мозга, отдающего команды, и тела, эти команды выполняющего.
Кроме того, для осанки, в первую очередь, важен баланс напряжения и расслабления очень разных мышц. Команды этого не только не учитывают, они про это не знают.
В методе Фельденкрайза подход иной. Там нет идеала, есть человек. И основной инструмент - внимание и наблюдение. Наблюдая за телом, за осанкой, мы восстанавливаем обратную связь между скелетом, мышцами и нервной системой. На протяжении всей эволюции нервная система училась работать правильно и она знает, как должно быть организовано тело в поле гравитации. Но чтобы это организовать, ей нужна информация, т.е. ощущения от тела и его частей, а этих ощущений бывает очень мало (проведите небольшой эксперимент, перемещая внимание по телу, чтобы убедится - некоторые части почувствовать очень сложно).
В теме "Телесный образ я" можно увидеть, насколько сильно бывает искажена эта информация. И искажает наш образ "Я" именно принятая на сегодня система обучения, стремление к идеалу, "как надо" и "как должно быть".

 
ЭллиДата: Понедельник, 10.08.2009, 15:03 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Делайте что хотите, если только знаете, что делаете. М.Фельденкрайз.

Как мы исправляли осанку на семинаре.
Вначале мы обратились к тому, как оно должно быть в идеале. А в идеале должно быть так, чтобы центры тяжести таза, груди и головы находились на одной прямой. И чтобы эта прямая проходила чуть спереди от тазобедренных суставов и лодыжек, и чуть сзади коленных суставов.
Чтобы придти к этому идеальному случаю, мы стали определять центры тяжести таза, груди и головы. Для этого разбились на пары.
1. Определение центра тяжести таза. Ведущий партнёр кладёт одну руку на крестец, другую на нижнюю часть живота ведомому. Ведомый, закрыв глаза, чувствует руки спереди и сзади и находит некий центр посередине. Потом пара начинает двигаться. Ведущий ведёт своего партнёра по залу, а ведомый пытается сохранить ощущения центра во время движения. Потом партнёры меняются ролями.
2. Определение центров груди и головы аналогично. Для груди: одна рука на верхней части грудной клетки спереди, вторая - сзади, между лопаток.
3. Для головы: одна рука на лбу, вторая на затылке.
Затем, уже поодиночке, надо было восстановить в воображении все три центра по памяти, мысленно выстроить их в одну вертикаль и в таком положении начать двигаться, в конце - даже бежать.
Поделюсь своими наблюдениями.

Фельденкрайз пишет о том, что каждый человек двигается в соответствии со своим образом "я" и этот образ в 99% случаев искажён больше, чем на треть. Про себя я знаю, что при хотьбе слегка как бы откидываюсь назад, т.е. в моём "телесном я" центр тяжести смещён вперёд и, откидываясь назад, я "исправляю" этот "непорядок". Что и подтвердилось в этом упражнении: когда я стала представлять свои центры, оказалось, что центры груди и головы выдвинуты вперёд по отношению к тазу (это лишний раз свидетельствует о том, что внутреннее зрение подвержено иллюзиям точно так же, как наше обычное, внешнее зрение). Чтобы выполнить задание и "совместить" их на одной прямой, мне нужно было ещё больше откинуться назад, а значит - ещё больше усугубить ситуацию!
Хотели, как лучше, а получилось... Это называется стоптать башмаки по своей ноге.
Вывод: это упражнение можно использовать для понимания своей осанки и походки, но никак не для коррекции.

 
ЭллиДата: Понедельник, 10.08.2009, 20:56 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
О том, что такое хорошая поза, что значит хорошая осанка можно почитать здесь: http://feldenkrais.ucoz.ru/publ/1-1-0-11

Очень интересную литературу в переводе Ильи Беленкова можно найти здесь: http://vkontakte.ru/club8697181

Советую обратить внимание на книгу Джона Ролланда "Движение внутри", чтобы понять, что с осанкой не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. И прежде чем выстраивать визуальные образы в своём воображении, надо хорошенько познакомиться с анатомией и научиться чувствовать своё тело "кинестетически". Я несколько лет преподавала анатомию йогам - на занятиях мы рисовали и лепили каждую косточку - и понимаю, насколько важен такой опыт в техниках идеокинезиса.

Фельденкрайз предлагает рассматривать позу в динамическом аспекте. На мой взгляд, начинать надо именно с этого. В движении лучше чувствуются мышцы, блоки и тело. Статика таких возможностей не даёт.

 
ЭллиДата: Понедельник, 10.08.2009, 21:06 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
deal М.Фельденкрайз. Что такое хорошая поза.

Динамические аспекты позы

Если мы рассматриваем стояние и сидение как статичные состояния, то очень трудно описать их таким образом, чтобы была видна возможность для улучшения. Если же мы хотим добиться улучшений, мы должны описывать динамические аспекты. С динамической точки зрения любая устойчивая поза — это одна из ряда поз, составляющих движение. Двигаясь от одной стороны к другой, маятник проходит точку равновесия с наибольшей скоростью. Если же он будет остановлен в этой точке, то в ней он и останется, пока к нему не будет приложена внешняя сила. Для поддержания такой устойчивой позы не требуется энергия. Когда человек ходит, встает, садится, его тело должно время от времени проходить сквозь устойчивую вертикальную позу, не требующую энергии. Однако, если движения не вполне приспособлены к силе тяжести, прохождение тела через эти положения не ощущается ясно, и мышцы продолжают выполнять излишнюю работу.

Для того, чтобы поддерживать стоячую и сидячую позы, являющиеся устойчивыми положениями, не нужно прикладывать усилий. В таком устойчивом положении нужен лишь минимум энергии, чтобы оставаться в покое.

 
ЭллиДата: Понедельник, 10.08.2009, 21:09 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
deal
Как искажаются ощущения

Все, что уменьшает чувствительность и способность различать, замедляет реакции на раздражители. Поза начинает исправляться, только если ее отклонение от устойчивого положения значительно, и исправление требует уже значительных усилий. Это еще сильнее уменьшает тонкое сознавание изменений. Вся система действия и исправления становится все более грубой. В конце концов возникают существенные сбои в управлении и даже повреждение системы.

Одна из причин возникновения таких отклонений — боль физического или эмоционального происхождения. Боль, подрывающая единство тела и «я», — основная причина отклонений от идеальной позы. Боль такого рода уменьшает ценность индивида в его собственных глазах. Возникает нервное напряжение, которое еще больше уменьшает чувствительность, так что мы перестаем замечать даже значительные отклонения от идеальной позы, и мышцы напрягаются, хотя индивид не замечает собственных усилий. Управление может быть искажено до такой степени, что мы думаем, будто ничего не делаем, а в действительности без необходимости напрягаем мышцы.

 
ЭллиДата: Понедельник, 10.08.2009, 21:12 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
deal
Динамика равновесия

Вернемся к динамическому взгляду на физическую устойчивость. Мы знаем, что для маятника наиболее устойчивое положение — это середина пути, то место, где он висит вертикально. Сила, выводящая маятник из равновесия, постепенно расходуется на трение, так что размах становится все меньше, пока маятник не остановится в положении равновесия; из этого положения его можно вывести с минимумом усилий, приложенных в любом направлении, кроме вертикального. Это справедливо также для тела в состоянии равновесия. Так, например, вершина пряморастущего дерева раскачивается в любом направлении, в котором дует ветер. Точно также хорошая вертикальная поза — та, из которой тело с минимумом мышечных усилий может двигаться в любом желательном направлении. Это означает, что в вертикальном положении не должно быть мышечных усилий, исходящих из сознательного управления, если только это не намеренные усилия, или, наоборот, не происходят из дурной привычки, ускользающей от сознания.

 
Форум » Общий раздел » Вопросы практики » Как бы Фельденкрайз (Анализ одного семинара)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: