Лизбет Марчер
|
|
Элли | Дата: Воскресенье, 21.03.2010, 23:15 | Сообщение # 16 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Дети, как я знаю, в возрасте 3-4 лет имеют непосредственный контакт с духовностью. Они видят ауры, духов и соприкасаются с другими проявлениями энергии. Затем эта способность "закрывается". Частично это связано с отрицанием духовного опыта в семье и культуре, но скорее это является естественным процессом развития. Почему это так? Я не знаю ответа, но мне кажется важным уважать этот процесс. Мы можем сказать, что существует "латентный период духовности", подобный периоду "латентной сексуальности" - естественному закрытию сексуальных чувств в возрасте около 6-ти лет, которые затем вновь открываются в юности. Важно уважать естественное закрытие осознания духовности, так как существует много неясности по поводу того, как мы приходим к духовности. Может быть принято решение прекратить это полностью, закрыть, остановить понимание, потому что это слишком болезненно и пугающе. Но также может быть принято решение убежать в духовность как способ избегания боли в мире. Позже в жизни человек будет оставаться в контакте со своей духовностью, но она станет его защитой. Он будет ощущать, что у него нет выбора. Он застрял в духовности.
|
|
| |
Элли | Дата: Понедельник, 22.03.2010, 16:24 | Сообщение # 17 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Для меня цель терапии - не оргазм, не нирвана, а способность иметь выбор. Я считаю, что у нас есть выбор, когда мы в контакте со своим телом, эмоциями, мыслями и духовностью, и когда мы не сбиты всем этим с толку. Реальность - это очень глубокое понятие для меня. Это единственное место, откуда мы можем сделать ясный выбор. Наша система защит создаёт иллюзии. Затем эти иллюзии создают новые иллюзии и т.д.
|
|
| |
Элли | Дата: Вторник, 23.03.2010, 14:39 | Сообщение # 18 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Я расскажу вам одну историю о моём отце, которая произвела на меня глубокое впечатление. Когда мне было 8 лет, мы плавали в океане. Я испугалась, потому что течение сбило меня с ног. Я позвала папу на помощь. Я думаю, я ждала, что он придёт и просто вытащит меня. Но он стал рядом и, не осуждая, спросил: "Чего ты боишься?". "Я не могу стоять", - ответила я. "Ну и не стой. Покачиваясь на волнах, чувствуй, куда течение принесёт тебя". Когда я смогла сделать то, что он говорил, просто качаясь на волнах, я посмотрела и увидела, что течение отнесло меня в безопасное место. Другими словами он сказал, просто доверяй телу, тогда ты сможешь удержаться на плаву и будешь в безопасности. Он учил меня использовать для ориентировки внутренние ощущения, и тому, что я могу знать изнутри, что безопасно, а что нет. Он учил меня доверять себе изнутри. Лизбет Марчер: У людей есть право защищать себя, но, в конечном счёте, для того, чтобы вырасти, нам приходится идти туда, где мы не можем этого сделать. Выбирая жизнь, мы неизбежно сталкиваемся с болью. Пережив войну, я видела самое плохое, что может произойти с людьми. И возможно, это научило меня, что я могу вынести всё, что угодно. Я утеряла потребность в защите на базовом уровне. Самое плохое, что есть в структурах характера, это то, что они ограничивают нашу способность быть в контакте с собой, другими и миром. Они удерживают нас от способности жить.
|
|
| |
Элли | Дата: Вторник, 23.03.2010, 14:48 | Сообщение # 19 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Я глубоко усвоила, что людям нужна их защитная система, и что мы должны понять, почему они делают то, что делают; почему в одной культуре развиты одни способы, а в другой - другие. Почему кочевникам необходима структура характера отличная от характера аграриев. Почему они по-разному планируют, по-разному следуют своим импульсам и по разному видят мир.
|
|
| |
Элли | Дата: Вторник, 23.03.2010, 20:14 | Сообщение # 20 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Сейчас принято говорить, что высшие мыслительные процессы, локализованные в неокортексе, развиваются из мозжечка - структуры мозга, которая отвечает за планирование движений и их гармоничное осуществление. Эта связь была очевидной для людей, изучающих тело. Существует много лингвистических метафор, связанных с телесным опытом, например: стоять на своём, я не могу этого вынести, пятиться в угол, быть поддержанным, ты зануда и т.д. Откуда взялись эти причудливые выражения, если бы не было связи между тем, что мы чувствуем психологически и ощущаем в теле? Это исследование заставляет нас думать о существовании специфического механизма, который осуществлял эту связь в эволюции: сложное мышление, требующее планирования и исполнения движений, расширяло мыслительные способности мозга. Это означает также, что мышление имеет отражение в языке тела. Поэтому, когда мы переходим от конкретного к абстрактному, это отражает соответствующую работу структур мозга. Как будто бы мозг совершает движение и наблюдает, что происходит, как это можно использовать и как с этим можно играть. "Что произойдёт, если я подвину руку в эту сторону? Что происходит, когда я с другими людьми? Ух ты, если я их отталкиваю, я чувствую себя лучше. А что произойдёт, если я словами, а не телом, скажу им, чтобы они шли подальше? И это работает!" Таким образом, язык развёртывает и расширяет то, что начинается в теле, и при этом остаётся укоренённым в нём.
|
|
| |
Элли | Дата: Четверг, 25.03.2010, 21:06 | Сообщение # 21 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Я пришла к выделению четырёх уровней телесного осознавания: - телесные ощущения (температура, напряжение/расслабление, прикосновение, поза (проприоцептивное и кинестетическое чувство), движение, ощущение веса, равновесие, восприятие боли, энергии, намерения, зрение, слух, обоняние, вкус); - телесный опыт или телесные переживания (эмоции гнева, страдания, стыда, радости, страха, сексуальности, телесная память, образ тела, образы, мысли); - эмоциональная экспрессия(эмоциональное высвобождение, вегетативная разрядка, пульсация); - возрастная регрессия на телесном уровне(телесные движения, когнитивное и эмоциональное выражение, соответствующие определённому периоду развития. Возможна регрессия как в недавнее прошлое, так и ко внутриутробным стадиям развития). Когда я работаю с обеспечением человека ресурсами, я удерживаю его в основном на первых двух уровнях телесных ощущений и переживаний и помогаю на время отставить в сторону эмоциии и мощную тягу к регрессии. Если эти процессы не контейнировать, это может стать причиной ре-травматизации. Сначала Марчер помогает клиенту дифференцировать его телесные ощущения от телесных переживаний. Телесные ощущения относятся к "здесь и сейчас" и через их осознание создаётся основа для оценки новых ощущений. Некоторые клиенты не имеют прямого доступа к своим ощущениям. Другим клиентам могут быть недоступны телесные переживания, они фиксируются на ощущениях, не сознавая, например, свои эмоции. Язык телесных ощущений: Я чувствую напряжение в плечах. Мои стопы и кисти холодные. Я ощущаю движение в запястье. Я чувствую вес руки. И т.п. Язык телесных переживаний: Я чувствую себя расслабленным. Я испытываю волнение и тревогу. Я чувствую дрожь в животе. Я застываю. У меня нет кожи. Моё сердце разбито. Внутри у меня пустота. Я теряю контроль. Я мог бы плакать не переставая. И т.д. (Элементы BodyKnot: "Я"-высказывание о телесных ощущениях; "Я"-высказывание об эмоциях )
|
|
| |
Элли | Дата: Четверг, 25.03.2010, 21:21 | Сообщение # 22 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Когда ребёнок рождается, у него очень мало активных, т.е. произвольно активизируемых мышц. Пробуждённые мышцы ощущаются совсем по-другому, чем ещё не разбуженные. Мы называем эти спящие мышцы "мышцами младенца". То время, когда мышца пробуждается, становится решающим для появления в ней моторного и психологического импринта (отпечатка информации). Мы находим "мышцы младенца" у многих взрослых, которые так и не выросли, их мышцы так и не пробудились для выполнения определённых функций. Когда клиент исследует прежде недоступные для него движения, осознавая при этом свои телесные ощущения, происходят структурные изменения. Часто это переживается как смена парадигмы: мир становится другим! Чем более специфично нам удаётся пробудить соответствующие мышцы, тем более устойчивым будет результат привлечения новых ресурсов.
|
|
| |
Элли | Дата: Четверг, 25.03.2010, 21:34 | Сообщение # 23 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Одним из важнейших моментов в понимании характера является тот факт, что благодаря структуре характера восприятие человеком реальности искажается. Мне не нравится, когда говорят: "Доверься телу, оно знает, что делать". Это слишком упрощает дело, потому что тело часто искажает правду. Если мои мышцы, которые предназначены для отталкивания людей гипореактивны, я буду убеждена, что, когда мне нужно будет это сделать, я этого просто не смогу. Если же они гиперреактивны, у меня будет внутреннее знание, что я должна отталкивать людей, чтобы защитить себя. И чем более выражена гипо- или гиперреактивность мышц, тем сильнее подобная убеждённость.
|
|
| |
Элли | Дата: Пятница, 26.03.2010, 11:49 | Сообщение # 24 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Человек воспринимает память тела как реальность сегодняшнего дня. Требуется большая работа по прояснению нашего сенсорного опыта прежде, чем мы будем уверены в том, что находимся в контакте с сегодняшними ощущениями и эмоциями. Например, если клиент негативно воспринимает прикосновения своего партнёра, я спрошу его, не напоминают ли эти прикосновения тактильный контакт с кем-то из его детства. И здесь важно научить его очень конкретно различать элементы прошлых воспоминаний и настоящего опыта. Клиент научается видеть, что настоящее отличается от прошлого. Возможность получения нового, свежего опыта, новых впечатлений и представлений (новых импринтов) приуменьшается и недооценивается, поскольку мы поглощены реальностью старых отношений и телесными воспоминаниями, которые большей частью остаются неосознанными.
|
|
| |
Элли | Дата: Пятница, 26.03.2010, 12:13 | Сообщение # 25 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Как многие исследователи языка, я была очарована определённостью значения слов. Каждое слово вызывает в нас определённую ответную реакцию. Хотя мы обычно говорим о когнитивной реакции, каждое слово вызывает также и определённый телесный ответ. Проще говоря, мы чувствуем в теле каждое слово, хотя обычно это происходит на очень тонком уровне. Я научила себя быть очень точной в восприятии значений слов, понимая, как различные слова воздействуют на нас на телесном уровне. Я думаю, что смогла пройти в глубинную сущность тела, в ядро языка, и оттуда выстроила свою систему новых типов. Слова, эти краеугольные камни мыслительного процесса, чувствуются в теле и организуются телом М.Фельденкрайз: В начале школьного обучения детям приходится постигать абстрактные понятия и при ответе пользоваться не теми словами, которые передают их чувства, а терминами, в которых требуется отвечать. Также они узнают, что ощущение, что у тебя два указательных пальца (когда один указательный палец оплетен двумя скрещенными пальцами), означает один палец. Если вы понаблюдаете за детьми под этим углом зрения, то поймете, почему они делают ошибки..
|
|
| |
Элли | Дата: Пятница, 26.03.2010, 12:19 | Сообщение # 26 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Мы все знаем, что люди двигают головой, руками и даже ступнями, когда говорят. Часто это связывается с экспрессивностью, со стремлением передать мысль, но я считаю, что эти движения также напрямую связаны со способностью формулировать сами мысли. Эта идея возвращает нас к тому, о чём мы говорили ранее, а именно к связи движений и высших функций мозга. Процесс развития языка настолько тесно связан с телесной экспрессией и движениями тела, что, если мы сможем активировать телесный аспект мыслительного процесса, мы сможем помочь людям более точно и ясно выражать свои мысли. Мы можем сказать, что мышление - это не только когнитивный процесс, в него вовлечён весь человек целиком. На карте тела я могу увидеть, насколько хорошо человек способен планировать свою жизнь, насколько он замечает опасность, способен он или не способен к обучению, ригиден ли, формулирует ли свои собственные идеи или отказывается это делать и т.д. Здесь неоценимо исследование карты тела, на которой мы видим всю структуру. М. Фельденкрайз: Я верю, что единство разума и тела есть объективная реальность. Это не просто части как-то соединенные между собой, а неразделимое целое. Ум без тела не может мыслить.
|
|
| |
Элли | Дата: Среда, 31.03.2010, 12:50 | Сообщение # 27 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Работая с клиентом и глядя на его тело, я обращаю внимание на то, как он движется, например, что он делает руками или плечами. Это рассказывает мне об используемых им мышцах и о том, к какой стадии развития эти движения относятся. Затем я слушаю используемые клиентом ключевые обороты речи, метафоры, то, о чём и как он говорит. (Элемент BodyKnot: Пять чувств (я вижу, я слышу...). Факты.)
|
|
| |
Элли | Дата: Среда, 31.03.2010, 13:15 | Сообщение # 28 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Лизбет Марчер: Развитие человека - это движение. Движение всегда имеет цель и всегда содержит определённый смысл. Если вы обратите внимание на развитие движений ребёнка, то увидите, что дети, практикуя движения, выстраивают репертуар возможностей и ресурсов. На мой взгляд, развитие, прежде всего состоит в приобретении ресурсов. Поэтому структура характера также должна быть непосредственно связана с этими приобретениями. В широком смысле "следовать структуре" означает "смотреть вперёд", смотреть, к чему ведёт данное конкретное движение. М.Фельденкрайз: Движение — это жизнь. Жизнь — это процесс. Усовершенствуйте качество процесса и вы усовершенствуете саму жизнь.
|
|
| |
Элли | Дата: Четверг, 01.04.2010, 17:44 | Сообщение # 29 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Бодинамика делает акцент на на усилении структуры Эго через развитие телесного осознавания. Телесное осознавание, в особенности восприятие телесных ощущений, является мостом между мыслями, действиями и эмоциями. Возрастающая сенсорная дифференциация улучшает способность клиента к тестированию реальности, развитию здорового и целостного образа тела, различению внутреннего и внешнего, получения удовольствия от ощущения бытия и т.д. (стр. 82)
|
|
| |
Элли | Дата: Четверг, 01.04.2010, 17:59 | Сообщение # 30 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| На каждой стадии развития новые моторные способности обеспечивают новые возможности взаимодействия с миром и изменение сознания ребёнка. Новые моторные навыки подразумевают новый сенсорный опыт. "Реальность" расширяется. Что такое моторные ресурсы? Когда мышцы попадают под осознанный, произвольный контроль, становится возможной новая произвольная деятельность, это даёт новые средства исследования мира. Это - ресурс. (стр. 84)
|
|
| |