[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Модератор форума: Элли  
Форум » Общий раздел » Вопросы теории » Рон Курц (Метод Хакоми)
Рон Курц
ЭллиДата: Пятница, 11.06.2010, 11:45 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline

deal
Хакоми – это слово индейцев племени Хопи, которое означает: «Как ты располагаешься по отношению к этим многим мирам?». Более современный перевод — «Кто ты?» Отчасти истоки метода Хакоми находятся в буддизме и даосизме, особенно в таких идеях, как мягкость, сострадание, осознанность и следование естеству вещей. Кроме того, он испытал воздействие общей теории систем, которая включает в себя идею уважения к мудрости каждой личности как живой органичной системы, которая самопроизвольно организует материю и энергию и выбирает нужное ей из окружающей среды таким образом, чтобы сохранять свои цели, планы и идентичность.

СМЕНА ПАРАДИГМЫ.

...После тысяч столетий медленного, сравнительно изолированного развития, мы переживаем вынужденное взрывоопасное слияние глубоко укоренившихся противоречивых идей, обычаев, законов, языков....

...Пришла пора тех, кто мыслит сравнительно, обобщённо, целостно; людей, которые любят разнообразие; пора находить красоту в целом и те значения, с которыми мы все можем согласиться.

...Куда бы мы ни направлялись, мы явно ещё не пришли туда. Всё же путешествие началось и направление известно.

В психотерапии, как и во всем, в чем мы участвуем, концепции оказывают мощное воздействие. Первый набор концепций, "прежняя парадигма", создает синтаксис восприятия: неизбежной изоляции, неизменной судьбы, прохладных, конкурентных взаимоотношений, разобщенности, беспомощности, отчужденности и чувства непреодолимой пропасти между моим переживанием и вашим. Он побуждает искать материальные причины. Он пытается свести переживание к химии. И в связи с тем, что смерть и разрушение считаются неизбежными, жизнь не подразумевается сама собой, а как и порядок, завоевывается с помощью мучительных усилий, - кто не работает, тот не ест. Такая модель не способна создать никакого чувства единства, общего опыта, совместных принципов, или чего-то большего, в чем мы все участвуем. Из-за того, что в этой модели исключена взаимосвязанность, мы теряем чувство связи друг с другом и с природным окружением. Из-за того, что мы не считаем себя их частью, или их частью себя, мы можем уничтожать целые леса или целые культуры, бесчисленные виды животных и растений, можем отравлять реки и океаны.
Порядок удерживается усилиями и насилием. Эта модель не признает самоупорядочивания. И она не способна побуждать к поиску прямого знания, без которого мы не можем знать, насколько глубоко мы вместе, насколько мы действительно сосуществуем. Когда реальна только материя, мы не способны видеть ценность простого созерцания.

В Хакоми есть некоторые идеи по поводу людей. Люди - это живые существа, в корне отличающиеся от машин. Мы само-организуемся. Мы системы, которые сами себя создают и поддерживают. Мы лечим. Машины этого не делают. Поэтому мы считаем людей самоорганизующимися системами, организованными психологически вокруг ядра глубинных воспоминаний, убеждений и образов. Этот глубинный материал находится в самой сердцевине того, как мы устроили свою жизнь. Он создаёт и сохраняет наше представление о себе и о нашем приобретённом через культуру мире. Он направляет наши восприятия и действия. Глубинный материал проявляется во всех установках, которые делают нас личностями.

Хакоми как метод психотерапии уникален тем, что это проявление принципов. Это только одно из многих возможных проявлений. И в других терапиях используется осознание. Это похоже на использование осознанного состояния, хотя осознание не определяется конкретно. Есть другие гуманистические, поддерживающие и не авторитарные терапии. Но в них нет ненасилия в том смысле, который мы используем
Совместное использование принципов как ориентиров, осознанности как терапевтического инструмента, и ненасилия как базового эмоционального отношения терапевта, придают Хакоми уникальность.

 
ЭллиДата: Понедельник, 21.06.2010, 22:30 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal
В развитии живых существ есть некая готовность, ожидание, подобно тому, как семя ждет много дней. Влажность и тепло становятся сигналами, призывом и обещанием снабдить всем необходимым. "Давай, - говорится в нем, - будь тем, кем можешь быть. Сейчас. Я здесь. Иди". Семена знают бесконечный цикл времен года, от семени к ростку, растению, цветку, семени. Развиваясь, один этап за другим, зная каждый призыв, готовые к каждому. Этот цикл и есть полнота бытия.
Эволюция - это смелый поступок. У семени есть только обещание, только сигнал. Эго испытание веры, прыжок в неопределенность. Семечко должно выбраться из прочной защитной оболочки и отправиться дальше. Это время уязвимости и опасности. Если обстоятельства меняются, семя пропадает. Я согласен - развитие и изменения, по-видимому, неизбежны. По-видимому, мы должны. Всё же некоторые люди не решаются. А для тех, кто решается, это выбор жизни, требующий смелости ... особенно когда боль предыдущей неудачи стала частью того, что ты из себя сейчас представляешь.
 
ЭллиДата: Понедельник, 21.06.2010, 22:34 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal

Характер - это задержанный рост. Что-то было готово, но условия были неподходящими. Не было нужных сигналов. Так и не появилось уверенности, чувства полноты, или оно было прервано, не получив и шанса. Не хватало поддержки. Обещание было нарушено. Теперь, спустя годы, клиент приходит на терапию. Возможно, снова появилась готовность. Или она близка, вскоре предвидится, но еще бессознательна. Возможно, возродилось обещание, новый призыв, снова сформировалась зрелость.

Такой вот расклад: готовность, вспоминаемая боль, шанс расти. Как мы участвуем в этом, без насилия, без силы, лишь с нашей заботой, мудростью и правдой о том, кто мы такие как люди? Мы делаем это, обеспечивая тепло и понимание, создавая подходящую обстановку для того, чтобы снова возникла смелость и уязвимость.

В терапии это наивысшее умение: знать каждый момент таким, как он есть.

На простейшем уровне это отслеживание, возможно, легкого изменения тона голоса, увлажнения глаз, и называние этого. "Немного печально, да?" Это знание и называние приводит клиента в то место, где он может раскрыться потоку слез, эмоций, и узнаванию себя, которое, если бы на него не обратили внимания, было бы сдержано. Что-то важное и мучительное погрузилось бы обратно в тень, невысказанное и не увиденное. Мягко назвать то, что реально здесь и сейчас, просто высказать, не споря и не доказывая, - это не сила. Это мудрое и изящное использование энергии данного момента. Оно пробуждает то, что истинно в клиенте. И это волшебство - пробуждение с помощью называния. В нем есть авторитет правды, четко высказанной правды, без никаких других мотивов, кроме как присутствовать и наблюдать.

Правда, высказанная с состраданием, вызывает отклик, и поощряет воспоминания и чувства. Каждое правдивое называние насыщает данный момент возможностями. "Каждый акт познания порождает еще один мир".

Какая-то часть клиента уже знает эту правду, знает об этом сдерживании, и стремлении продвигаться дальше. Так как мы своими глазами заметили эту правду и высказали её в атмосфере любви, подход клиента к ней может измениться. Возможно, клиент справлялся с этой правдой, скрывая её от всех, включая себя самого. В терапии она становится эволюцией. Энергии, которые были когда-то вложены в самоограничение, освобождены для того, чтобы вдохнуть жизнь во что-то новое.

 
ЭллиДата: Понедельник, 21.06.2010, 22:46 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal

Называние - это лишь одно из воздействий в нашем мягком образе действий. Любовь, которую мы даем, сострадание и уважение, которые мы предлагаем - это тоже обстановка, способствующая раскрытию клиента. Когда мы просим клиентов быть осознающими, мы просим об уязвимости, об открытости всему, что бы ни появилось.

Осознанность и пассивна и открыта, это само по себе обострение чувствительности и проявление смелости. Чтобы помочь установить осознанность, нам нужно быть надежными, поддерживающими и любящими.

Когда клиент находит мудрость и заботу в терапевте, бессознательное реагирует на это.

В такие моменты вновь проявляются потребности, вопросы и возможности ребёнка. Возрождается рост.

Во всем этом нет ничего силового. Или скорее это другая сила, часть основополагающей взаимосвязанности жизни, постоянное рождение жизни, её сладость, её правда и переполняющая нас любовь, которая сильнее миров и хода времени.

 
ЭллиДата: Вторник, 22.06.2010, 23:15 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТА

Когда из инструментов есть только молоток, любая проблема кажется гвоздем.
-Абрахам Маслоу

...один из выводов, направляющих передовые исследования в квантовой физике, состоит в том, что наш способ восприятия вселенной, - то есть способ, которым мы измеряем, описываем и объясняем ее, - в некотором фундаментально важном смысле является отражением наших Умов.
- Эдвард Т. Кларк "Верить означает наблюдать, - а не наоборот"

deal
Психотерапию долго называли "лечением проговариванием". За несколько последних десятилетий характер этого проговаривания резко изменился. Раньше психотерапия была разговором о чем-то - о чувствах, об отношениях, о прошлом, или о чем угодно, что хотел обсудить клиент. В этом отношении она была очень похожа на любой другой разговор. Она велась как беседа. Подобный разговор, рассказ о себе и своем опыте, часто приносит пользу. Полезно делиться мучительными воспоминаниями. Но это может быть и долгим, медленным, не таким уж полезным процессом. Он не всегда касается глубоких проблем. Он не сосредоточен непосредственно на переживаниях в настоящем.

Сосредоточение на текущем переживании, и в особенности на выражении эмоций, пришло позже.

На этом повороте психотерапия во многом перешла от одних разговоров о переживаниях к реальному их испытыванию. Клиенты перешли от разговоров к работе. И эта работа включала в себя возвращение в наши тела, в наши восприятия, глубже, чем интеллект, подальше от теорий, подальше от разговоров, разговоров и разговоров, в переживания.
Многое из этого произошло в шестидесятые, и было частью большого скачка к полноте жизни, самой сути шестидесятых. Полнота жизни по сути означала испытывать переживания. В Эсален-институте боевым кличем было: сделай это! Не просто говори об этом. Сделай это! Не говори мне о своей злости. Покажи её мне! Кричи, стучи и шуми! Вглубь этого! Проживи это! Хватит этой истощающей силы, отупляющей болтовни. Вложи в это больше жизни! Пусти в ход энергию! Сделай это! В результате было сделано многое, рискованные вещи, например поездки в Индию, покупка автобусов, путешествия автостопом, пробование наркотиков, новых видов секса, и все остальное. Оно было настолько пылко и наполнено жизнью, что нельзя назвать это просто экспериментом. Да, оно было экспериментом, но с чувством и вкусом радостных приключений. Когда Пёрлз говорил людям, чтобы они преувеличивали свои движения и голоса, он старался углубить переживание, добраться до чувств, получить живое переживание, избегая разговоров. Метод был в том, чтобы прерывать любые попытки "путешествий в голове".

Переход к переживаниям был также переходом к настоящему, где и происходит переживание.
В Гештальт-терапии задачей было оставаться в "здесь и сейчас".
Она сводилась к следующему: войдите в свое переживание, оставайтесь в нем, преувеличьте его, и извлеките из него урок!
Это было явным разрывом с прежней моделью.

В 80-ых передовые терапии, такие как Фельденкрайз и НЛП, совершили переход еще на один шаг дальше. Эти терапии занимаются не только опытом, но и, что еще важнее, организацией опыта.

 
ЭллиДата: Вторник, 22.06.2010, 23:20 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal
Меня больше всего удивила предпосылка о том, что, по-настоящему, проблем нет. Клиент может считать, что есть проблема, по мастер терапии "знает", что её нет. Почему? Потому что: если на дворе прекрасный день, нет никаких срочных дел, и один человек этому радуется, а другому в то же время ужасно плохо, то разница не в дне, а в том, как каждый человек его интерпретирует. В том, как каждый из них организует этот прекрасный день в свои отдельные переживания. В организации опыта. Проблема не настоящая.
 
ЭллиДата: Вторник, 22.06.2010, 23:24 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal
Как обожал говорить нам Моше Фельдеикрайз: "Делайте что хотите, если только знаете, что делаете". Когда вы знаете, как вы организуете свой опыт, у вас появляется свобода организовывать его по-новому. Когда вы изменяете не только то, что вы переживаете, но и как вы переживаете, то вы превзошли себя, вы стали другим "я". Вы вышли за границы привычек и убеждений, в которых вы застряли и которые вами управляли. У вас теперь есть новые варианты выбора. Вы действуете и чувствуете по-новому. Вы изменились на уровне характера. Сменилась ваша личная парадигма. Вот какие изменения произошли в психотерапии.

В Хакоми мы не просто говорим о переживаниях. Мы не просто испытываем переживания. Скорее мы изучаем то, как каждый из нас организует свой опыт.

Переживания каждого из нас определяются двумя совершенно разными процессами. Первый - что действительно происходит вокруг нас, и второй - привычки, которые преобразуют эти события в информацию, на все более высоких уровнях нервной системы во все более сложные, организованные гештальты, и, в конце концов, в сознание.

Более низкие уровни, относящиеся к восприятию, обычно не вызывают проблем в психотерапии. Именно на уровнях значения и чувств преобразование событий в переживание становится очень индивидуальным, творческим, явно человеческим, и иногда излишне мучительным и ограничивающим.

(Интересная статья на эту тему: Курт Левин "Военный ландшафт". Написана в сороковых годах прошлого века.)

 
ЭллиДата: Вторник, 22.06.2010, 23:28 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal
Целые группы переживаний организованы вокруг ключевых вопросов, например безопасности или любви других.

Чтобы исследовать их, мы сначала сосредотачиваемся на конкретном текущем переживании, например на напряжении мышц, чувстве или образе. Это переживание в настоящем времени служит примером текущей организации опыта, и маршрутом доступа к лежащему в основе глубинному материалу.

Логика этого процесса проста. Но как бы проста она ни была, для нее требуются умения, которые наталкиваются на повседневные привычки, особенно привычки обычного разговора.

 
ЭллиДата: Вторник, 22.06.2010, 23:31 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal
Терапия - это не разговор. Нам нужно различать разговор и ту работу, которую проводят клиенты и терапевты, когда перед ними стоит задача исследования организации опыта. Нам нужно четкое описание этой работы. Без него терапевт и клиент застревают в ритуалах вежливого разговора.

Это неправильно и это помеха. Причина до смешного проста: правила вежливого разговора предназначены для облегчения потока информации между людьми, а не внутри людей.

Для процесса изучения внутренних состояний и реакций требуется нечто сильно отличающееся от разговора.

 
ЭллиДата: Вторник, 22.06.2010, 23:35 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal

Клиент - это не задачка, которую нужно решить, и не рассказ, который нужно выслушать.

Текущее переживание клиента - это яркий пример того, как организованы все переживания, и это возможность изучить, как и почему опыт организуется именно так. Переживания - это материал для обработки, и их исследование сильно отличается от разговора.

Прекрасно быть понимающим и сочувствовать клиенту, если только мы можем немного отойти от подробностей и эмоциональной насыщенности данного момента, и увидеть общий шаблон, частью которого он является.

 
ЭллиДата: Среда, 23.06.2010, 22:13 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal

Так кто или что занимается всей этой организацией опыта и как он, она или оно это делает?

Давайте сначала рассмотрим, что организуется.
Во-вторых, обсудим, что именно организует.
И, наконец, рассмотрим, как всё это связано с терапией.

 
ЭллиДата: Среда, 23.06.2010, 22:20 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal

Подумайте: группе людей с раком дают плацебо и говорят, что это высокотоксичное лекарство химиотерапии. Больше сорока процентов из них теряют волосы. Это пример убеждения, организующего физиологические изменения. Давайте назовем это "выходными сигналами", включая в это понятие телесные изменения и разнообразное поведение, стиль движений, позу, дыхание, жесты, поток крови, выражение лица, пищеварение, напряжение мышц, и многое другое. Список очень обширный. Всё это организуется. Мы используем многое их этого в терапии: как материал для обработки, как примеры организованного опыта.

Хорошо, а как насчет входного сигнала? Известно, насколько легко поддается влиянию восприятие. Мы создаем то, что мы видим. Восприятие происходит в рамках нервной системы. И насколько мы управляем этим созданием? Мы что, занимаемся буквальной интерпретацией различных давлений, звуковых волн, электромагнитных полей, световых воли, с которыми сталкивается нервная система? Конечно, нет. Мы выбираем. Мы слушаем музыку и игнорируем шум машин на улице. Или мы ждем звука чьей-то машины на подъезде и пропускаем пару предложений из того, что читаем. Мы выбираем. Мы видоизменяем, уменьшая уровень освещенности, отключая чувствительность к холоду или жару. Мы дополняем недостающие части, воображая лица друзей у людей на улице. Восприятие - это всегда действие по созданию. Это сложение и вычитание, формирование, видоизменение, добавление в одном месте и удаление в другом. Оно увязывается со значениями, когда на него влияют потребности, желания, страхи, убеждения, воспоминания, истолкование и воспитание. Мы организуем воспринимаемое переживание, тот мир, который мы создаем и замечаем, на каждом его уровне.

Восприятия тоже полезны в терапии, опять же как примеры организации опыта. Если я прошу клиента заметить, что происходит, когда я к нему прикасаюсь, то он обычно может описать свою реакцию. Какими бы ни были эти реакции, они сформированы привычками восприятия и машинальным, бездумным приписыванием значения переживанию. Мы можем спросить об этом значении. Мы можем исследовать, как мы создали данное конкретное переживание из восприятия прикосновения.

 
ЭллиДата: Среда, 23.06.2010, 22:36 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal

Нужно добавить, что наш внутренний мир, то, что не является ни входными сигналами, ни выходными сигналами, а просто "мы сами", тоже организуется. Переживание наших привычных, устойчивых, внутренних состояний, например напряжений, пороговых ощущений, все переживание себя на всех уровнях, высокоорганизованно.

 
ЭллиДата: Среда, 23.06.2010, 22:40 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal

Так каковы же главные организующие факторы всего этого бурного творчества? К чему мы стремимся добраться, проводя психотерапию? Мы стараемся добраться до убеждений, образов, воспоминаний, установок, и важных решении, которые мы приняли по поводу того, кто мы такие и частью какого мира являемся...

Главные организующие факторы потому и главные, что они организуют на самых глубоких и всеобъемлющих уровнях, влияя почти на все переживания почти постоянно...

Эти глубинные организующие факторы - определения и проекты самых основных вопросов нашего существования в мире. Это наши точки отсчета, наши единицы измерения себя и других, с помощью которых мы задаем свои ожидания, цели и ограничения.

Когда вы вносите что-то из этого в сознание, оно обычно быстро распознается как воплощение силы. Как будто высокопоставленный министр выходит из тени.

 
ЭллиДата: Вторник, 29.06.2010, 23:05 | Сообщение # 15
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Рон Курц:
deal

Для нас важно, что есть часть ума, которая может отслеживать их и ничего не делать с тем, что отслеживает.
Иногда мы называем это отказом от контролирования, просторностью, или просторным умом.
 
Форум » Общий раздел » Вопросы теории » Рон Курц (Метод Хакоми)
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск: