Главная » Статьи » Теория

Наталья Королёва
Восстановление подвижности суставов и позвоночника


Чем таким особенным отличается среднестатистическая кошка, сохраняющая грацию и гибкость в течение всей своей жизни, от среднестатистического офисного работника, который уже к сорока годам не может согнуться и разогнуться без скрипа и боли?

Посмотрим на движение как на функцию мозга. Мозг управляет движением. Для этого ему нужна информация. О внешнем мире мозг получает информацию от органов чувств, а о мышцах, связках, суставах и костях информация поступает от внутренних рецепторов (проприорецепторов).

В первые годы жизни, во время освоения движений, мозг получает очень много информации от внутренних рецепторов и запоминает её в виде так называемой карты тела. Т.е., пока идёт обучение, пробы сил, ошибки, коррекции, мозг набирает информацию о теле. Как только движение освоено, оно становится автоматическим и для его выполнения мозг использует уже готовую карту тела. Возьмём для примера походку. Рёбёнок полностью осваивает ходьбу примерно к 6-7 годам. К этому времени он уже хорошо и уверенно прыгает, бегает, может ловко поворачиваться и менять направление во время движения. Карта тела — внутреннее представление мозга о костях, связках, суставах, мышцах ¬¬— сформирована. Галочку поставили и забыли. Идёт время, ребёнок продолжает расти, меняются размеры, пропорции, вес, а как насчёт внутреннего представления обо всём этом? Почему грациозный малыш вдруг превращается в неуклюжего, угловатого подростка? Моё мнение: обучение движению было прервано как раз тогда, когда тело стало интенсивно расти; карта тела перестала соответствовать действительности, а мозг пользуется ей по-прежнему. Конечно, в какой-то степени она корректируется, но всегда ли этого достаточно?

Другой момент — болезнь, травма, стресс — зачастую связаны с временными ограничениями подвижности в каких-либо частях тела. Это приспособительная реакция организма на боль. В этот, пусть даже небольшой промежуток времени, тело учится двигаться иначе, с учётом возникших ограничений. Карта тела корректируется под эти ограничения. И мы нередко можем наблюдать, что боль прошла, мышцы и суставы здоровы, а привычки беречь повреждённые места остались, остались просто как привычки, как не слишком заметные изменения в походке, в манере сидеть или держать голову, поворачиваться и т.п. Фактически, мозг пользуется картой тела больного человека, а сознание человека этого даже не замечает. А вот если заметил и снова стал учиться двигаться, то движения восстанавливаются в полном или даже большем объёме. Этот факт возьмём на заметку.

Вернёмся к кошке. Кошке не надо думать, не надо часами сидеть за партой в неподвижной позе как раз тогда, когда активно формируется карта тела и потом, в более старшем возрасте, когда богатство и разнообразие физических движений сужено до ходьбы и вставания со стула. Можно предположить, что карта тела среднестатистической кошки более совершенна, в отличие от карты тела среднестатистического офисного работника.

Однако у человека есть одно очень важное преимущество — человек в любом возрасте может начать учиться, т.е. развивать свой мозг. Это касается и карты тела тоже. Метод Фельденкрайза, или осознавание через движение, или восстановление и развитие естественной грации движений, занимается и этими вопросами тоже — как обычному, среднему, не очень молодому человеку снова стать ловким, лёгким и подвижным.

Категория: Теория | Добавил: Элли (20.03.2012)
Просмотров: 3134 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 biaka  
0
очень интересно surprised surprised

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]