[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Элли  
Форум » Общий раздел » Вопросы теории » Осознавание и сознание. (Беседа Моше Фельденкрайза с Аароном Катциром)
Осознавание и сознание.
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:00 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Осознавание и сознание.
Беседа Моше Фельденкрайза с Аароном Катциром


Источник: http://vlad8.com/feldenkrais/read/osoznavanie_felden...
 
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:00 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Катцир:

... я утверждал в одном из споров, что точное знание состоит из двух элементов: концепций и взаимоотношения концепций. Элементарные концепции — это воспринимаемые концепции, определенные образы, которые приходят в наше сознание через органы восприятия и соединяются в сознании в элементы знания. Я принимаю эти элементы как точные, после того, как они становятся концепциями.

Может быть ты помнишь, мы говорили о том, что ощущения могут изменяться. Я могу видеть нечто красным в один момент, а в другом свете то же самое может казаться мне желтым, или бесцветным, или черным. Но после того как концепция красного сформирована у меня в уме, красный является несомненным фактом, даже если красное изображение изменяется из-за какого-то внешнего воздействия...

...за определенный период времени я собираю концепции до тех пор, пока у меня не появится определенная система законов.

Система законов сама становится для меня точной, так же как сама концепция. Тогда я могу сказать, что концепции собираются в высказывания.
 
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:01 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Катцир:
...Мы приняли, что истинным в знании являются концепции и взаимодействия концепций на основании законов. Но затем ты сказал, что само знание не является тем же самым, что и осознавание, не является частью [настоящей] человеческой реальности. Ты говорил о знании, которое является мертвым, например, о знании, похороненном в книгах.

У нас может быть целая библиотека знаний, но мы не можем считать ее осознаванием. И ты привел пример различия, как мне кажется хороший пример: я проходил мимо этого стула миллион раз и у меня есть представление о нем, и тем не менее у меня нет осознавания. Потому что если ты спросишь меня о том, сколько дощечек в спинке этого стула, я не смогу ответить. С другой стороны, если я сконцентрируюсь на восстановлении образа этого стула у себя в уме и затем отвечу тебе, сколько дощечек составляют спинку, появляется другой элемент, очень важный. Этот элемент превращает восприятие в осознавание.
 
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:01 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Фельденкрайз:
Здесь можно добавить кое-что, на первый взгляд не слишком важное. В гипнотическом состоянии мы можем вспомнить эту информацию. То есть эта информация была зарегистрирована частью разума, но если осознавание не было скорректировано во время записи этой информации, она не может быть восстановлена в сознании.
 
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:02 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Катцир:
...А затем мы согласились, что разница между осознаванием и сознанием состоит в принцие активности.
 
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:02 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Катцир:
..[по бриджмену] великое научное открытие состоит в том, что каждая концепция включает операцию, которая может быть выполнена. Главным открытием Эйнштейна в физике явилось то, что нет смысла в концепции, которая не является действующей.

( Сравните: "Как многие исследователи языка, я была очарована определённостью значения слов.
Каждое слово вызывает в нас определённую ответную реакцию.
Хотя мы обычно говорим о когнитивной реакции, каждое слово вызывает также и определённый телесный ответ. Проще говоря, мы чувствуем в теле каждое слово, хотя обычно это происходит на очень тонком уровне.
Я научила себя быть очень точной в восприятии значений слов, понимая, как различные слова воздействуют на нас на телесном уровне.
Я думаю, что смогла пройти в глубинную сущность тела, в ядро языка, и оттуда выстроила свою систему новых типов." Лизбет Марчер. Бодинамика. http://feldenkrais.ucoz.ru/forum/3-34-2 )
 
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:03 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Катцир:
...Но мы пришли к выводу, что это приводит к ограниченности, ненужному ограничению. У меня нет специальной операции для измерения мудрости или добродетели. Тем не менее в мире, наполненном ощущениями и чувствами, в мире духовном, для меня очень легко определить, что будет добрым и что будет мудрым, хотя у меня нет физической операции для такого измерения, или, скажем, операционной системы для этой цели.
 
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:03 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Катцир:
...мы ввели понятие умственной операции, которая отличает осознавание от простого понимания. Более того, мы сказали что такая операция включает и разум и тело. В этом настоящая ошибка Бриджмена. Он считал, что каждая операция должна включать в себя движение, которое можно увидеть, например, движение рук или ног. Но мы уточнили, что умственная операция, такая, которая [указывает на осознавание] , не обязательно сознательная, также проявляется в действии мышц. Она проявлятся как очень небольшие изменения, которые могут быть измерены только особо точными методами.

(Л.Выготский (1930 г.): "...всякое состояние сознания непременно связывается с теми или иными движениями. Иначе говоря, все психические явления, что происходят в организме, могут быть изучены со стороны движения.")
 
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:04 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Фельденкрайз:
...Многие физиологи и те, кто работает с электроникой, сталкивались со следующей проблемой: как мы распознаем, что нечто является квадратом?
...Я обнаружил, тренируя свое осознавание, что это зависит главным образом от движения глаз. Если вы проверите себя, то заметите, что когда вы думаете о квадрате, глаза выполняют движения под прямым углом четыре раза. Попробуйте подумать о квадрате и если вы научитесь слушать движения своих глаз, вы четко почувствуете, что глаза выполняют движения соответственно четырем углам. Так как это движение очень точное, вы медленно учитесь чувствовать движения глаз по квадрату, когда вы думаете о квадрате.
 
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:04 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Фельденкрайз:
...мы начали говорить о различии между внешним миром и внутренним миром как лишь поверхностном, которое зависит от нашей близорукости. На самом деле наша нервная система получает информацию извне через глаза, уши, нос и от самого тела через интероцептивные нервные окончания, то, что мы называем проприоцепцией. В момент восприятия наш мозг среди всего многообразия импульсов, полученных данным образом, распознает те, которые получены от глаз, ушей, носа как внешнюю информацию. Однако, в действительности, наша нервная система не имеет прямого отношения к внешнему миру, она всегда считывает то, что было зарегистрировано внутри тела на сенсорном уровне.

(Речь, я так понимаю, об этом: http://www.youtube.com/watch?v=6xIcPDqsdWQ&feature=player_embedded#! biggrin :D biggrin )

( http://www.membrana.ru/particle/16208 : Считается, что правильному ориентированию способствуют различные визуальные сигналы, такие как размер объекта на сетчатке и его перемещение через поле зрения. Но существует также предположение, что не меньшее значение (а может, и большее) имеет размер нашего тела, служащего чем-то вроде мерной линейки.)
 
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:05 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Катцир:
Я рад, что ты упомянул проблему объективного и субъективного. Субъективная часть — это часть от получения ощущения до получения информации в сознании; это субъективный мир. Осознавание образа — это начало объективности. В конце концов, объективное — также часть нас самих, интегрированная часть нас самих, также как и субъективное; способность к осознаванию есть объективное внутри субъективного. Инструмент, который делает субъективное объективным, это тот же самый инструмент, который позволяет человеку вырастать над самим собой.

И с этой точки зрения инструмент осознавания — это инструмент свободы для человека. До тех пор, пока человек привязан к субъективному, он полностью захвачен ощущением и его образом в сознании. Если этот образ не обработан осознаванием, человек порабощен и ограничен.
 
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:06 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Катцир:
Осознавание в таком случае освобождает человека в том смысле, что оно превращает его концепции в нечто объективное. Таким образом, развитие осознавания есть увеличение объективности человека с целью освобождения его от ограничений, накладываемых субъективностью. Мы оба согласились, что Гурджиев был прав, утверждая, что развитие осознавания, способность концентрироваться и способность анализировать, позволяет человеку стать выше собственных ощущений ограниченной субъективности и соединяет его в более гармоничное целое. Оно освобождает человека от индивидуальных амбиций и от центрирования собственного внимания исключительно на себе. Это позволяет осознаванию стать выше «Я» и посмотреть на это «Я» со стороны.
 
ЭллиДата: Четверг, 10.11.2011, 11:15 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Фельденкрайз:
...В тот момент, когда человек теряет сознание, что он теряет? Во-первых, он теряет ориентацию...

...Прежде всего эта связь сама по себе дает возможность ясного исследования развития осознавания. Потому что развитие осознавания и ориентации идет рука об руку.

Ребенок с самого начала не знает, что есть верх и низ. Ясно, что осознавание — это нечто, что растет вместе с ребенком. Оно развивается и не идет от рождения. В этом смысле оно управляемо, и так как оно постигается в процессе обучения, оно может быть изучено снова. Мы можем обнаружить, было ли обучение выполнено должным образом. Я думаю, что изучение осознавания у большинства людей остановилось слишком рано. Многие ученые считают, что человеческий мозг полностью развивается к 14 годам, что интеллект, развитый к этому возрасту, стабилен. Он не будет больше расти. Я считаю, что это не так, потому что к 14 годам мы продолжаем развивать наши способности к ориентации, а также свойства и характеристики поведения тела по отношению к гравитации. После этого мы забываем про них. Тот, кто пренебрегает улучшением своего собственного понимания, прекращает улучшение осознавания в то же самое время.
 
ЭллиДата: Суббота, 12.11.2011, 15:20 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Катцир:
...Проблема в том, как сонастроить осознавание к сознанию. Например, до тех пор, пока «Я» не регистрируется в человеке и не становится интегрированной частью его жизни, человек не может принять относительность мира. До тех пор наше осознавание должно быть Эвклидовым и Платоновым, в то время как опыт, необходимый для подстройки нашего осознавания к относительности мира (дающий возможность равного существования всем относительным системам, всем системам координат) есть нечто, требующее революции, аналогичной революции Коперника.
 
ЭллиДата: Суббота, 12.11.2011, 15:20 | Сообщение # 15
Группа: Администраторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
Катцир:
...Или как другой пример, у нас есть принцип неопределенности и отказ от абсолютной причинной обусловленности, есть желание увидеть изменчивые причины вместо моновалентных причин, причин из области современной физики.

(Тут очень кстати вспомнить статью Курта Левина "Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии" http://feldenkrais.ucoz.ru/publ/1-1-0-23 )
 
Форум » Общий раздел » Вопросы теории » Осознавание и сознание. (Беседа Моше Фельденкрайза с Аароном Катциром)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: